Репутация рынка микрофинансовых организаций выросла за последние 10 лет. Сейчас на него могут выйти только профессионалы, порог входа очень высокий. Несмотря на это, бытует мнение, что обращения в МФО говорят об ухудшении качества жизни населения. Давайте расставим все точки над И.
1. Мы не наживаемся на «обнищании народа». CarMoney не работает с закредитованным сегментом. Наши клиенты финансово грамотны и имеют в собственности незакредитованное авто средней стоимостью от 900 тыс. Это может быть и пять, и десять, и даже двадцать миллионов рублей. Автомобили были ранее ими куплены или за них уже был выплачен кредит.
Наши клиенты решают свои задачи, а не проблемы.
2. Половина этих задач такие же, как у клиентов банков. Ремонт, обучение, медицина – статистика здесь. Ещё 30% портфеля – это микробизнес (ИП и самозанятые). Эта сфера быстро растет и залоговая модель МФО очевидный выбор для них. Сумма займа до 1 млн рублей, срок до 4 лет, а ставки – десятки процентов годовых против сотен у беззалоговых МФО. Еще 15% займов берут на рефинансирование. Один заем CarMoney закрывает несколько маленьких займов других МФО, что в три раза снижает долговую нагрузку.
Именно наличие залога позволяет не ужесточать требования к заемщикам даже в кризис.
3. Продукт CarMoney похож на потребительский кредит. Мы выдаем займы под залог авто, а сам автомобиль остаётся в собственности и пользовании владельца. Такая бизнес-модель позволяет предлагать клиентам лучшие условия: средний размер займа 270-300 тысяч (против 7-10 тыс. у беззалоговых МФО), ставки от 40%. Напомним, беззалоговые ставки МФО начинаются со 100%, а чаще всего составляют 365% годовых.
CarMoney занимает нишу от 40 до 100% годовых: почти банковские и совсем не микрофинансовые ставки. Этот сегмент практически никем не занят, кроме нас.
4. Мы работаем с платежеспособностью клиента, а не со стоимостью залога. Полностью банковская логика, где залог – дополнительный элемент в работе с риском.
Подробнее в интервью основателя финтех-сервиса CarMoney Антона Зиновьева.