Продолжение про Когнитивные искажения при работе с числами и статистикой.
Данный эффект был открыт еще в конце 19 века при исследовании наследования детьми роста родителей. Оказалось, что, как правило, у очень высоких родителей дети будут ниже ростом (возврат к средним значениям), но выше среднего (наследственность).
👉 Возврат к среднему можно наблюдать в разных ситуациях, где есть значимая доля случайности / везения, то есть нет строгой зависимости результата от действий.
Сильный футболист показывает феноменальную игру, но в следующем матче он вряд ли это повторит. Игрок не перестает быть сильным, просто происходит возврат к средним значениям.
📊 Аналогично дело обстоит с финансовыми управляющими, трейдерами, выигрышами в лотерею и т.д. За экстремально хорошими или плохими результаты последуют более умеренные.
А если совместить возврат к средним и иллюзорную корреляцию, то можно наплодить мифов:
🔸Можно «перехвалить», если за отличный результат похвалишь, то работник потом хуже работает.
🔸Если отругать за плохой результат, то это поможет.
🔸Если попасть в топ доходных фондов по версии Forbes, то закат близко.
🔸При очень сильной боли делать это…
В этих ситуациях мы видим причинно-следственные связи вместо регрессии к средним значениям. 👀
Тут главная мысль в том, что контроль над результатом часто ограничен. Нельзя всегда рассчитывать на экстремальные значения и недооценивать влияние удачи.
❗️В формуле: результат = умение * удача, нужно прокачивать мастерство 💪, тогда в среднем вы будете выше среднего.
Эффект первой информации – начальная информация имеет больший вес, если поступает подряд. Последующие данные будут всегда сопоставляться с начальными, даже если нет разницы в последовательности.
Эксперименты показали (проверьте свое первое впечатление), что люди формируют более положительные впечатления о ком-либо:
«разумном, трудолюбивом, импульсивном, критическом, упрямом, завистливом».
Но все меняется, если читать эпитеты в обратном порядке.
✏️Таким же образом одним набором слов можно составить положительную или отрицательную новость или аналитику по компании.
Эффект привязки – особенность принятия численных решений. У нас происходит иррациональные смещения ответов в сторону числа, попавшего в сознание перед принятием решения.
Наглядный эксперимент, двум группами студентов необходимо было за пять секунд оценить результат произведения (попробуйте сами сразу прикинуть результат):
8 × 7 × 6 × 5 × 4 × 3 × 2 × 1
и
1 × 2 × 3 × 4 × 5 × 6 × 7 × 8
👉 При правильном ответе 40320 медиана результатов в первой группе была 2250, а во второй – 512. Если быть честным перед собой, даже просматривая произведения подряд, порядок цифр хочется назвать разный. Хотя и понятно, что результат должен быть одинаков, но за 5 секунд мало кто сможет посчитать в уме.
👉 Думаю, что эффект привязки можно обнаружить в новостях или отчетах / пресс-релизах компаний: «300 млн. новых пользователей повысят цену акций» (допустим сейчас цена 200), «закрыли 0,1% магазинов, квартал закончился снижением чистой прибыли» (домысливается небольшое снижение).
Другой пример: вы не купили акции компании, когда они стоили 100 руб. Что-то поменялось, компания стала отлично развиваться, растут прибыли, отличные перспективы и пр. Но цена уже 350 руб. И так сложно отвязаться от того якоря, когда вы не купили по 100. Сейчас компания может даже дешевле по показателям, но была же недавно по 100. ⚓️
Эффект недавнего – тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних.
Если у вас на весах 5 фактов «против» и 4 «за» покупку компании, которые вы узнали ранее. То появление нового факта «за» может перевесить весы, допустим, что факты условно равнозначные, но, в данном случае, 5 не равно 5 из-за эффекта недавнего. Последнее событие кажется более сильным, актуальным, поэтому больше весит.
Вывод. С этими искажениями восприятия ничего нельзя сделать. Но если мы про них знаем и замечаем, то можем понять в какую сторону занесет наше впечатление. ✈️