Устанавливать рекорды ввоза автомобилей Владивостокская таможня начала ещё в прошлом году, на фоне санкций и укрепления рубля. И если до этого во Владивостоке оформляли 80-100 тысяч автомобилей в год, то в 2022 году эта цифра скаканула до двухсот тысяч. И речь только о ввозе на физлиц, поскольку юрлица оформляет Центральная акцизная таможня.
В этом году, несмотря на падение рубля, объёмы выросли ещё сильней. Летом приблизились к рекордным 30 тысячам авто в месяц. Как говорят таможенники, за 200 тысяч в этом году уже перевалили, а если бы шли теми же темпами, то к концу года было бы и 300 тысяч. Однако случился август: 1-го числа повысили ставки утильсбора, а с 9-го Япония запретила экспортировать машины с двигателем объёмом более 1,9 литра, электромобили и гибриды. И это был удар. В августе по инерции оформили почти 19 тысяч, а в сентябре уже жалкие 8,3 тысячи.
Как говорят участники рынка, запретные авто иногда всё ещё привозят, например, в контейнерах через другие страны. Используют и иные схемы. Но вот новые правила уплаты утильсбора, похоже, обойти не удастся. Теперь если ввозишь машину для личного пользования, то обязан поставить её на учёт на себя минимум на год, и в течение этого года ты не можешь её никому продать, иначе придётся доплатить утильсбор по тарифам для юридических лиц. Если за привезённую в личных целях новую машину объёмом двигателя до 3 литров гражданин платит утильсбор как и раньше – 3400 рублей, а за авто старше трёх лет – 5200 рублей, то для юрлиц тарифы выросли в 1,5-3 раза:
до 1 литра – 81 200 новая, 207 200 старше трёх лет;
до 2 литров – 306 000 новая, 528 800 старше трёх лет;
до 3 литров – 844 800 новая, 1 279 000 старше трёх лет;
до 3,5 литра – 970 000 новая, 1 485 000 старше трёх лет;
от 3,5 литра и более – 1 235 200 новая, 1 623 800 старше трёх лет.
Правда, за пределами 3 литров разница стирается: льгот для мощных автомобилей больше не предусмотрено, граждане платят столько же, сколько и компании. Но в остальном, как видим, разница между физиками и юриками колоссальная.
И это уже отразилось на ценах. В октябре средняя стоимость подержанного автомобиля из Японии превысила 1,4 млн рублей, резюмируют аналитики автомобильного портала «Дром». По сравнению с июнем рост составил 25%. Ещё больше подорожали японские б/у автомобили без пробега по России – в среднем на 27,5%, до 2,04 млн рублей.
Готовьте ваши деньги Конкретизировано, что нельзя продавать машину в течение 12 месяцев, что обязательно ставить на себя на учёт. Решён ряд технических вопросов: в ПТС теперь будут отображаться сведения о том, какой утилизационный сбор был уплачен и есть ли ограничения. То есть если покупатель будет ставить автомобиль на учёт в ГИБДД, а после уплаты утильсбора по льготному тарифу прошло менее 12 месяцев, ему откажут в регистрации.
Поправки подписаны только в октябре, но даже если за последние три месяца кто-то успел перекупить автомобиль, ввезённый после 1 августа для личных целей, и поставить на учёт, то его всё равно ждёт доплата. У таможни есть три года на то, чтобы выявить такой факт и потребовать полный утильсбор.
«В таможенном деле есть такое понятие – для личного пользования, всегда было. А теперь оно есть и в утилизационном сборе. Для личного пользования – это упрощённая процедура, льгота, которую предоставило государство физическим лицам, чтобы им жилось попроще. И эта процедура не менялась. Ни год, ни два назад физлицо не имело права привезти автомобиль на продажу. То, что физлица использовали этот льготный режим в коммерческих целях и что коммерческие организации использовали физлиц для ввоза транспортных лиц, – это нарушение законодательства. Физлицо может привезти автомобиль на продажу. Но тогда оно не пользуется льготным режимом, а подаёт декларацию на товары, уплачивает платежи в полном объёме, и, пожалуйста, используй в такси, можно в аренду сдавать, на ИП регистрировать, продавать – никаких претензий не будет. Но товары для личного пользования нельзя выставлять на «Зелёнке», – объясняет и. о. начальника Владивостокской таможни Константин Пономарёв.
Требование выставят тому, кто ввозил авто, но если он не оплатит, то пойдут «за автомобилем» – наложат арест на транспортное средство, и конечный приобретатель не сможет им пользоваться. Он может пойти в суд, но судиться придётся не с таможней, а с продавцом.
«К добросовестным покупателям мы относимся нежно, стараемся прибегать к таким мерам редко. Плюс есть таможенный представитель, который будет соответчиком. Пытаемся на них воздействовать, обращаемся к их счетам и имуществу. Если не получается, идём к конечному приобретателю. Нередко бывает, что они между собой решают этот вопрос и всё оплачивают. Но крайняя мера – арест, отмена выпуска, помещение его в зону таможенного контроля, так как он будет иностранным товаром, аннулирование регистрации и так далее. Чтобы не получать «письма счастья», нужно смотреть документы», – говорит Пономарёв.
Удар по серому бизнесу Контролем авто после выпуска таможня занимается уже много лет, это значительный пласт работы. Далеко не всё можно проверить в порту. В противном случае нужно было бы увеличить штат таможни до 10-15 тысяч сотрудников, говорит Пономарёв. Чтобы не создавать коллапс в порту, документы проверяют на подлинность, сверяют данные, и если критических замечаний нет – машину выпускают. Но далее таможня имеет право сделать запрос в ГИБДД, банк, перевозчику, контрагенту, анализируются сайты по продаже автомобилей. Соответственно, выявить проданный в течение года автомобиль с льготным утильсбором не составит проблем.
Практика по доначислению таможенных платежей за эти годы наработана большая. Утильсбор сам по себе таможенным платежом не считается, но на ведомство наложена функция по его взиманию, так что придётся доначислять и его. Как говорит Константин Пономарёв, в ведомстве понимают, что работы прибавится: «Раньше мы утильсбор списали и забыли, а теперь это дополнительный пункт, который надо контролировать. Будем проверять где-то выборочно, где-то сплошняком. Изыскиваем силы и средства, другого варианта нет».
Фактически, совпали сразу две тенденции: увеличился тариф на утильсбор и государство усиливает нажим на серые схемы в автобизнесе. Льготный режим ввоза авто для личного пользования, не на продажу, существовал всегда, с начала 1990-х. И всегда были те, кто использовал его нечестно – ввозил авто на себя и тут же выставлял на продажу, нередко использовались данные подставных физлиц, за деньги или даже совсем без их ведома. То есть в целом можно было всегда прийти на «Зелёный угол» и найти там нарушителей. Но раньше на это, видимо, не хватало сил, а сейчас государство выводит рынок из тени, а цифровизация сделала процесс обеления более простым.
«Нельзя сказать, что так называемые перекупы всегда оформляли машины на физлиц. Даже много лет назад значительное количество автомобилей оформлялось на юридических лиц. Где-то в зависимости от ставки так выходило выгодней. Дорогие автомобили везли на юрлица. Кто-то честный и порядочный, дорожит своей репутацией и не хочет получить доначисления, а работает «в белую». Да, их относительно немного, но они есть. Огромное количество людей везёт реально на себя, это основная доля, для них вообще ничего не меняется. И вот остаётся сектор недобросовестных, которые используют этот упрощённый режим для ввоза и перепродажи, – говорит Константин Пономарёв. – Бизнесу, который привык жить по серым схемам, становится каждый раз неудобней. Это далеко не первая волна, далеко не первый вопрос. Уверен, что неправильно защищать серый бизнес, который уклоняется от таможенных и налоговых платежей и одновременно вводит в заблуждение добросовестного покупателя. Мы усиливаем контроль, мы их подталкиваем всячески к тому, чтобы правильно осуществлять оформление. Да, контроль усиливается. Подходы свои усовершенствуем».
Хоть с изменений прошло больше трёх месяцев, пока, по словам Пономарёва, случаев принудительного доначисления утильсбора ещё не было ни одного. Зато были обращения от самих автовладельцев с просьбой доплатить до полной ставки. Это те, кто решил не ждать год и продать машину уже сейчас.
По мнению главы Владивостокской таможни, новые ставки утильсбора убирают часть авто «Зелёного угла», но это и логично: государство установило такую разницу, чтобы льготой пользовались только те, кто реально везёт себе. Но эти меры, по его словам, не убьют главный авторынок Владивостока. Останутся пробежные авто (минимум 12 месяцев в России) и ввезённые официально на юрлиц. Какие-то способы обойти новые правила, типа продажи по доверенности, глава таможни не видит.
Но с ввозом на юрлиц есть очевидная проблема: конечная цена автомобиля будет значительно проигрывать варианту покупки с аукциона. Несомненно, многие покупатели предпочитали раньше приехать на рынок и посмотреть, потрогать машину, сразу её забрать, нежели заказывать вслепую и ждать доставку. Но теперь речь будет идти о сотнях тысяч рублей разницы.
К примеру, Toyota Vitz, 2019 год, 1 литр: разница в таможенных платежах между физическим и юридическим лицом – 84 тысячи, а разница в утилизационном сборе – 207 тысяч. Итого 291 тысяча. Toyota Corolla Fielder, 2019 год, 1,5 литра: таможенные платежи – 45 тысяч, утильсбор – 528 тысяч. Итого 573 тысячи. Land Cruiser Prado, 2019 год, дизель, 2,8 литра: только по таможенным платежам – 392 тысячи, плюс утильсбор – 1,2 млн разница. Итого почти 1,6 млн рублей.
Казалось бы, ввезённые на юрлиц машины больше никто не станет покупать. Однако продавцы с «Зелёного угла» иного мнения. Они тоже все как один утверждают, что возить на «физиков» больше нет смысла, все будут возить через «юриков». Кто-то это уже практикует, а кто-то ждёт нормализации рынка либо новых поправок. Тем более что недавно жалобы на утильсбор дошли до Генеральной прокуратуры, которая пообещала взять этот вопрос под контроль.
«Нам ещё есть что продавать. Вот, машин сколько стоит, а покупателей нет. Но уже после Нового года будем возить, наверное. Да, цены вырастут, но другого выбора нет», – рассказал продавец Геннадий.
«Конечно, если возить, то только на «юриков». Есть те, кто уже возит, но я – нет. Я пока подожду. Рынок должен привыкнуть к таким ценам. В среднем цены уже тысяч на триста выросли за последние несколько месяцев», – поделился другой продавец.
На «Зелёном углу» сейчас действительно мало покупателей – то ли из-за плохой погоды, то ли из-за цен. Работники говорят, что сейчас не сезон. Те, кого удалось встретить в субботу, признаются, что сами не знают, что такое утилизационный сбор и по каким правилам его нужно выплачивать. Однако понимают, что цены вырастут, а платить им – конечным потребителям.
«Моя Tiida 2009 года в цене выросла раза в два за то время, пока я на ней ездила, что говорить о других более новых машинах. Сейчас даже если свою машину продаёшь, всё равно кредит нужно брать. Ещё и утильсбор этот. И как обычно платим мы, потому что некуда деваться», – поделилась посетительница авторынка Евгения.
Регионы «второго сорта»
Всё же есть категория граждан, для которых в последнее время порядок ввоза автомобилей из Японии де-факто изменился, – это жители Сибири и западной части России. С конца октября в редакцию обратились уже несколько предпринимателей, которые помогают частным лицам привозить иномарки через Владивосток, с жалобами на действия таможни. По их словам, если раньше западным покупателям достаточно было предоставить чек из владивостокской гостиницы в доказательство, что они якобы приехали за машиной, то теперь требуют либо явиться лично, либо сделать временную регистрацию в регионе, либо предоставить посадочный талон. Учитывая стоимость билетов, да и Владивосток не дешёвый город – это делает себестоимость машины ещё выше.
«А у нас что, Конституция РФ в каждом регионе тоже разная? Получается, для жителей ДВФО всё нормально, это же свои – им не требуется ничего, а другие регионы, не входящие в состав Дальнего Востока, – извините, вы чужие. Мы, получается, в разных странах живём?» – возмущается бизнесмен из Восточной Сибири.
На самом деле никаких изменений в таможенном законодательстве в части выпуска транспортных средств физических лиц не происходило. В ведомстве ссылаются на приказ Министерства финансов РФ № 4н, где сказано, что таможенные посты Морской порт Владивосток и Первомайский Владивостокской таможни обладают полномочиями на оформление автомобилей физических лиц, которые постоянно проживают или временно пребывают в субъектах ДФО. В противном случае будет отказано в регистрации пассажирской таможенной декларации.
Раньше и вовсе полномочия ограничивались только Приморским краем, как в любом другом регионе. Но недавно их распространили на весь ДФО – Владивостокская таможня сегодня единственная в стране, у которой право на оформление больше чем одного субъекта. Но жителям других округов от этого не легче.
Константин Пономарёв подтверждает, действительно, раньше могли попросить квитанцию из гостиницы и так убедиться, что требование закона выполнено. Но в последнее время фиксируется увеличение фактов обмана: «Приходит пароход, на нём 20-30 автомобилей на физические лица с западных регионов, и все одновременно «проживают» в одном хостеле, который физически не может столько вместить. Вызываем их, а нам объясняют, что они не могут прийти, потому что все дружно приехали в сафари-парк. А ведь это предоставление подложных документов в налоговый орган, уголовная статья на пустом месте. Всего лишь надо приехать. Сравните: цена билета или уголовная статья. По-моему, выбор очевиден».
По словам Константина Пономарёва, раньше праворульные иномарки западному покупателю были не так интересны. А после введения санкций, ухода дилеров появился большой спрос. Из 200 тысяч ввезённых авто за пределы ДФО в прошлом году ушло 20-30%. И чтобы спрос удовлетворить, бизнес попытался использовать серые схемы. Причём компании, по его словам, не предупреждают клиентов, что надо будет явиться лично, напротив, говорят: ты только деньги переведи, мы тебе машину привезём. Но это введение в заблуждение.
У жителей других регионов есть возможность открыть процедуру транзита, перевезти автомобиль в другой регион и там уже самостоятельно оформить. По словам Пономарёва, его ведомство готово контактировать по этому поводу с таможнями других регионов, разъяснять сложные моменты. Но тут же признаётся, что и с этим не всё так просто. Если машина выпущена, можно везти её на запад любым способом. Для транзита должно быть обеспечение по уплате платежей либо специальный таможенный перевозчик. К тому же здесь, во Владивостоке, цепочка бизнес-процессов налажена: таможня, склады, перевозчики, лаборатория. Фирмы предоставляют комплекс услуг, все эти звенья. А в другом регионе придётся самому искать лабораторию и так далее. Это же Новостям VL.ru подтвердили представители автобизнеса из других регионов, которые тоже прорабатывали этот вопрос.
Предположение о том, что повышенное внимание к иногородним связано с утильсбором, который якобы сложнее контролировать на расстоянии, в таможне категорически отвергают. Говорят, что в эру цифровизации им видно всю базу МВД, и если авто въедет на Иванова, а через два месяца в Красноярске будет оформлено на Петрова, инспектор всё равно узнает. Всё объясняют системой управления рисками, которая показала, что сейчас актуален вопрос присутствия владельца машины в ДФО: в него и начали «вгрызаться сильней». И всё же претензии иногородних глава таможни считает разумными: «Ранее мы уже предлагали расширение до ДФО – нас поддержали. Может быть, настало время внести новые изменения».
Очереди на посту
Поскольку людей стали чаще вызывать лично, на таможенных постах во Владивостоке сейчас периодически происходят столпотворения. Особенно в рыбном порту. Бизнесмены жалуются, что там всё переполнено, на пост сложно попасть, и, по некоторым данным, уже появились умельцы, которые могут провести без очереди за определённую плату. Документы стали оформлять медленней, приходится платить за перестой на СВХ. Собеседники редакции, которые недавно забирали автомобили, говорят, что за хранение заплатили кто 8, кто 11 тысяч рублей. В сравнении с общей стоимостью авто деньги небольшие, но ещё недавно обходилось без задержек и переплат. В торговом порту перестои обходятся ещё дороже.
Глава таможни проблему с очередями подтверждает.
«Столпотворение сейчас там есть. Потому что больше людей приходит на явку, и это создаёт эффект толпы. Вызываем не для регистрации, а для подтверждений сведений. Если есть вопросы, можем и жителя Владивостока вызвать, – говорит Пономарёв. – В рыбном порту кратковременно наблюдался ажиотаж, так как дешевле условия хранения. И перевозчики, вместо того чтобы выбрать торговый порт, сторону Эгершельда, уходят на Первомайский пост. Плюс думают, что там будет проще. Но это заблуждение, у нас одинаковые требования. И там лица идут на явку, и на стороне МПВ то же самое. Сейчас цены на складах выровнялись, выровнялся и объём работы.
На Эгершельде очереди тоже есть, но они всплеском идут. Пришло несколько судов разом, подалось много ПТД – возникло определённое напряжение. Но мы людей прикомандировываем туда. Тысячная таможня – можем себе позволить изыскать резервы. Увеличили штат в этих отделах, сейчас людей туда подбираем».
По его словам, это напряжение создаётся искусственно, и связано оно не только с вызовом людей. Некачественные документы порождают дополнительный контроль.
«Скорость таможенного оформления во многом зависит не только от таможни, но и от бизнеса, который обеспечивает ввоз, от качества подготавливаемых документов. Мы всегда обращали особое внимание на данный сектор. Как по явке, как по стоимости, как по характеристикам транспортного средства, как по подставным лицам – целый ворох вопросов под контролем. В июле оформили 30 тысяч, сейчас меньше 10. Так что мы справимся. Но более важно, чтобы и бизнес, подготавливающий документы и помогающий физическим лицам, качественно выполнял свои обязательства», – подытожил Константин Пономарёв.
Однако, если в сентябре ввоз авто на таможне Владивостока упал до 8 тысяч, то уже в октябре оформили 10,5 тысячи. Показатели снова пошли в рост.
Автоэксперты перечислили ключевые проблемы китайских машин в РФ
«Ремонтировать китайский автомобиль себе дороже. Деталей нет, их трудно заказать. Если закажешь, будут поставлять очень долго, и с большой долей вероятности придет не то, что нужно», — рассказал основатель и руководитель одного из техцентров Михаил Пальмов.
Одно из основных препятствий, связанных с ремонтом современных автомобилей китайского производства, заключается в отсутствии стандартизации запчастей, отметил председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.
Он привел в пример запчасти для европейских и японских автомобилей, производители которых строго следуют принципам унификации. Если одну и ту же деталь выпускают разные заводы в разных странах, она всегда соответствует требованиям бренда.
В Китае отсутствует внутриотраслевой стандарт, отметил эксперт. Например, глушитель на автомобиле изначально выпускался определенным заводом. Через некоторое время, когда пришло время замены глушителя, производитель узла изменился, и новая запчасть уже не подходит к данной машине, пояснил Сергей Храпач. В результате ремонт автомобиля затягивается, и он может провести длительное время в сервисе.
Эксперт также считает, что с увеличением ассортимента китайских автомобилей на российском рынке эта проблема будет только усиливаться. Он также предупредил о возможности повторения судьбы смартфонов, которые становятся неремонтируемыми даже после нескольких лет использования.
Автоэксперт и ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин не считает, что проблемы с ремонтом китайских автомобилей скоро будут решены. Он напомнил, что у китайских производителей до сих пор нет мануалов по ремонту машин и отсутствует качественное сервисное обслуживание в целом.
По мнению Субботина, владельцы китайских автомобилей в России уже скоро начнут сталкиваться с рядом проблем. В первую очередь, будут выходить из строя малообъемные двигатели, затем — коробки передач и детали подвески, а позже возникнут вопросы и к кузову,
И.Геббельс:" Обвиняй врага в том, что делаешь сам!
разумеется виноват во всем будет бидон и каклы и поганое нато.