Введение
2023 год был довольно спокойным для игр на блокчейне. Несмотря на множество причин оставаться оптимистичными на будущее, сектор не достиг уровня массового принятия, несмотря на несколько заметных релизов игр. Тем не менее, в течение года произошло несколько значимых событий в индустрии, а также заметный рост внимания рынка в четвертом квартале. По этой причине и многим другим, которые мы выделим в этом отчете, мы взволнованы новым годом и считаем, что не было лучшего момента подготовиться к предстоящему.
Год До Сих Пор
Общая рыночная капитализация 183 игровых проектов оставалась примерно между 4 и 7 миллиардами долларов на протяжении года (что на 86% ниже, чем ATH в 2022 году). Если сравнить это с DOGE, мем-монетой с якобы нулевой пользой, то легко сказать, что есть много места для будущего роста.
Содействующим этому росту является рыночное настроение и возвращение рыночной ликвидности. Если текущий моментум сохранится, 2024 год обещает быть годом, когда мы войдем в фазу просветления и начнем ощущать начало истинного масштабирования.
Поддерживает это и тот факт, что в этом году мы видели, как еще больше гигантов индустрии окунулись в Web3. Включая казуальную игровую платформу Zynga Sugartown, дочернюю компанию Sony Sony Communications Network Web3 совместное предприятие с Startale Labs (и сильную связь, которая у него есть с Astar) и недавнее признание генеральным директором Roblox важность и ценность системы управления активами, основанной на принципе владения, которая использует блокчейн-технологии.
После некоторых первоначальных слухов о разработке NFT-маркетплейса, Amazon продолжает укреплять свои инициативы в области Web3 с помощью множества партнерств с Prime Gaming и известными блокчейн-играми. Это дополнение к запуску блокчейн-предложений Amazon Web Service, которые включают Amazon Managed Blockchain (AMB) Query и AMB Access.
Также стоит ожидать выпуска некоторых заметных блокчейн-платформ UGC, таких как Maple Story Universe от Nexon и Overdare от Krafton. Очевидно, интерес к этой отрасли со стороны игровых гигантов находится на исторически высоком уровне.
После прогрессивной позиции Epic в отношении блокчейн-игр, представленных в Epic Games Store (EGS), в конце 2023 года была открыта возможность самостоятельной публикации на этой платформе. Этот шаг был сделан не столько для улучшения блокчейн-игр, сколько для попытки захватить долю рынка у Steam в их постоянном соперничестве (стоит отметить, что Epic сохраняет дистанцию, заявляя, что издатель игр несет ответственность за все транзакции с активами, обслуживание клиентов, возврат средств и мошенничество).
Тем не менее, это несомненно оказало некоторое положительное влияние на Web3, так как на момент написания в EGS было 81 блокчейн-игр — это больше, чем 70 в конце октября, и ожидается появление еще большего числа. Не все эти игры играбельны, и большинство используют платформу для увеличения обнаруживаемости на ранних этапах (наряду с размещением в Steam).
В регуляторных обновлениях за последний год был достигнут значительный прогресс в области блокчейн-игр. Хотя еще многое предстоит сделать, мы видим, что Android принял более прогрессивную позицию по отношению к интеграциям блокчейна в мобильные игры (что вступило в силу 7 декабря), а также к рекламным рекомендациям, которым должны следовать эти игры (положительное изменение по сравнению с первоначальным полным запретом).
Однако были и некоторые негативные последствия со стороны SEC, связанные с законностью некоторых токен-моделей и стратегий GTM, используемых блокчейн-проектами. В июне, в рамках дела SEC против Binance (недавно завершенное дело), несколько игровых токенов (MANA от Decentraland, SAND от The Sandbox и AXS от Axie Infinity) были выделены как потенциальные ценные бумаги. В отдельном случае SEC подал иск против Impact Theory, бизнес-сообщества Web3, и определил коллекцию NFT проекта как ценные бумаги.
Финансирование Блокчейн-Игр
Неудивительно, что 2023 год был трудным для финансирования игр. Было объявлено о 133 сделках, и было привлечено $1.18 миллиарда финансирования (отметим, что данные о финансировании за декабрь 2023 года отсутствуют в этих цифрах). Хотя количество объявленных сделок осталось относительно стабильным, в среднем 15 сделок в месяц, объем финансирования стабильно снижался.
Неудивительно, что если мы отступим назад, похожая тенденция наблюдается с начала медвежьего рынка в 1 квартале 2022 года. Средний годовой объем финансирования снизился на 66% с 2022 года и на 56% по сравнению с предыдущим годом.
Общее количество сделок снизилось примерно на 50% с 2022 года, что иллюстрирует относительное снижение интереса со стороны венчурных капиталистов с момента пика последнего бычьего рынка.
Однако эта цифра почти совпадает с количеством сделок, закрытых в 2021 году (135), не учитывая метрики за декабрь. Это предполагает, что стандарты, которых придерживаются венчурные капиталисты, работающие в этой области, увеличились, а оценки стали более представительными для широких рыночных условий.
Слегка обнадеживает тот факт, что традиционная игровая индустрия также переживает похожий спад. Финансирование в 3 квартале 2023 года снизилось на 64% в годовом исчислении (YoY — значит год назад) по сравнению с сокращением на 66% в играх Web3. По сравнению с 3 кварталом 2021 года, финансирование игр Web3 упало всего на 73%, в то время как в традиционной игровой индустрии — на 85%.
Covid сыграл большую роль в быстром и легком доступе к деньгам в 2021-2022 годах. Хайп вокруг метавселенной и бум P2E были лишь дополнительным топливом для огня, который немного переместил фокус в сторону интеграций блокчейна.
Этот пузырь дополнительно поддерживается тем фактом, что количество сделок в играх Web3 упало на 48% YoY в 3 квартале 2023 года. Это по сравнению с относительно меньшим спадом в традиционных играх на 34%, не говоря уже о многочисленных катастрофах на крипторынке за последние ~2 года.
Тем не менее, более концентрированные и рассчитанные ставки следует рассматривать как общий позитив для индустрии. Кроме того, данные о финансировании остаются запаздывающим индикатором роста и интереса. Финансирование венчурных капиталистов часто является реактивным, а не проактивным, и это особенно верно для игр, где успех прикладного слоя сильно влияет на будущее финансирование.
Достаточно лишь небольшой серии бычьих объявлений или открытия убийственного приложения/бизнес-модели, чтобы ландшафт финансирования изменился. Учитывая множество хорошо профинансированных, качественных блокчейн-игр, выходящих в ближайшие 12-24 месяца, и более поздний приток капитала на вторичные рынки, мы, возможно, достигли дна цикла финансирования. Если это так, частные рынки начнут отражать это изменение в течение следующих шести месяцев.
Ключевые Темы и Будущие Тенденции
С этим разобравшись, оставшаяся часть этого отчета погрузится глубже в некоторые ключевые темы, а также заметные тенденции, на которые следует обратить внимание в 2024 году. Мы также выделим проекты, которые нас больше всего волнуют, и ключевые проблемы, с которыми они столкнутся в ближайшие 12 месяцев.
№1 — Мобильные РынкиДо недавнего времени браузерные игры были единственным доступным каналом для разработчиков Web3. По мере улучшения процесса регистрации и вступления в силу более мягких регуляций, мобильные платформы становятся все более привлекательными для разработчиков Web3.
В то же время некоторые устоявшиеся игроки Web2 вынуждены адаптировать свои существующие модели монетизации, чтобы лучше соответствовать пост-ATT/IDFA ландшафту. Учитывая, что мобильный рынок составляет примерно 50% мирового игрового дохода и несколько синергий в моделях монетизации, мы ожидаем увидеть больше мобильных игр с блокчейн-рельсами в ближайшее время.
Как указывалось в нашем недавнем отчете о мобильных играх, для команд Web3 остается множество возможностей для работы с этой платформой. Оценочно, 26% всех игр Web3 разрабатывают мобильно-ориентированные игры (по сравнению с 43% PC + браузеров), делая этот рынок относительно неконкурентоспособным для блокчейн-компаний, несмотря на неблагоприятный ландшафт UA и перенасыщенный рынок Web2.
Кроме того, несколько мобильно-доминирующих жанров хорошо подходят для блокчейн-рельсов. Недавний отчет показывает, что РПГ являются предпочтительным выбором для команд блокчейн-игр (22%). За ними следуют Экшен (17%), Стратегии (15%) и Казуальные (12%), с честью упоминания Социальных Симуляторов, которые получили значительное распространение в Web3 благодаря таким проектам, как IMVU, Highrise и ZTX.
Упомянутые выше жанры представляют ключевые рынки для команд Web3, внедряющих блокчейн-модели, использующие коллекционные NFT, турниры на реальные деньги на основе умений и прогресс игроков на блокчейне.
Отдельно стоит упомянуть мобильные игры, которые могут использовать блокчейн-основанные нано-транзакции. Как подчеркивается в нашем недавнем отчете по этой теме, это представляет собой значимую новую бизнес-модель для мобильных игр, особенно тех, которые больше ориентированы на гиперкажуальные циклы.
Хотя эта модель все еще находится на ранних стадиях роста, уже существует ряд разработчиков и издателей, при этом финтех-компания ZBD на базе Lightning лидирует, используя Bitcoin в качестве предпочтительного платежного слоя, который облегчает нано-вознаграждения для увеличения удержания и конверсии.
Мы взволнованы, чтобы увидеть, как это пространство продолжает инновировать, и ожидаем увидеть больше команд, использующих блокчейн-рельсы в своем техническом стеке для повышения прибыльности во все более конкурентной среде.
Азия Готова к Росту
Так же, как мобильные устройства являются крупнейшей платформой, Азия является крупнейшим регионом, принося примерно 50% мирового дохода.
Более того, Азия в основном является регионом с приоритетом мобильных игр, при этом недавно наблюдаются признаки роста использования консолей и ПК.
Также сообщается, что ведущими рынками (по порядку) для блокчейн-игр являются Филиппины, Нигерия, Пакистан, Сингапур, Вьетнам, Южная Корея, Гонконг, Китай и Объединенные Арабские Эмираты. Все они сохраняли позицию в топ-15 за последние три года.
Хотя Запад, и в частности США, могут лидировать в чистых числах участников игр Web3, несколько азиатских стран выходят в топ по численности на душу населения.
Кроме того, Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC) остается регионом с самым большим количеством разработчиков игр Web3 (49% от общего числа в 2023 году) согласно недавнему отчету Game7. Кроме того, количество игр, разработанных командами из APAC, также выросло в среднем на 15% ежегодно с 2021 года.
Однако следует отметить, что данные по странам показывают, что США имеют самое высокое количество команд (30%), за ними следуют Южная Корея (27%) и Япония (10%) (Китай в список не включен).
Мобильные устройства являются средством выбора для большинства ведущих издателей в Корее, Японии и Китае (которые являются тремя крупнейшими рынками для игроков и разработчиков). Поэтому неудивительно, что это также относится к блокчейн-играм.
Следовательно, Азия, вероятно, будет крупнейшим рынком для блокчейн-игр в ближайшие годы на фоне относительно высокого уровня принятия потребителями и многочисленных синергий между мобильными моделями монетизации и блокчейном.
Это также подтверждается активностью вокруг некоторых из самых популярных проектов в регионе. Matr1x, Fusionist, Gas Hero (команда за STEPN) и Mahjong Meta все показали впечатляющие показатели на протяжении 2023 года.
В последние месяцы ZTX и L3E7 выделяются как проекты, ориентированные на Азию, которые создали значительный социальный интерес и находятся близко к полному запуску. Кроме того, как было поделено в нашем отчете KBW и Token2049, все глаза устремлены на Nexon и предстоящий выпуск Maple Story Universe.
Nexon пережил блестящий год, финансово превосходя отчет за отчетом. У них есть капитал, влияние и мастерская команда, чтобы привнести некоторую необходимую легитимность в блокчейн-игры. IP Maple Story также один из лучших, если не лучший, подходящий для вовлечения миллионов традиционных игроков в Web3 с их простым, но влиятельным использованием блокчейн-рельсов UGC.
Однако вместе с большой силой приходит и большая ответственность, и следует отметить, что если Maple Story Universe окажется провалом, это может иметь значительные последствия, влияющие на решения любых внимательных к этому устоявшихся игроков.
Ликвидность
Одной из главных тем 2024 года будет предстоящая война за ликвидность игроков. Существует ряд ведущих факторов, почему многие проекты будут бороться за ограниченный пул пользователей Web3, но полезно начать с инфраструктурного уровня.
Общее количество игровых или смежных сетей увеличивалось из года в год. Только в 2023 году появилось 76 новых сетей, включая универсальные L1, L2 и прикладные сети.
Кроме того, увеличилось количество игровых специфичных сетей. Ancient8, Beam (Merit Circle) и Redstone от Lattice – лишь некоторые из многих, появившихся за последние 12 месяцев. Это не включает в себя скоро запускаемые игровые прикладные сети, использующие подсети Avalanche, zkEVM от Polygon и Arbitrum Orbit.
Активность в блокчейне является одним из важнейших показателей для накопления ценности, настроения сообщества, создания сетевых эффектов и привлечения финансирования. Учитывая, что блокчейн-игры в среднем генерируют в 23 раза больше транзакций в блокчейне по сравнению с протоколами DeFi в 2023 году, это несомненно будет ключевой областью фокусировки для многих.
Это приводит нас к прикладному уровню. В 2023 году было выпущено несколько новых игр, в результате чего общее количество блокчейн-игр достигло примерно от 2500 до 3500.
Количество активно играемых игр – другое дело. Чуть более оценочных 5% всех играбельных блокчейн-игр имеют активную ежедневную базу игроков свыше 100 пользовательских кошельков. Кроме того, финансовые стимулы для игроков и увеличенные затраты, связанные с запуском и проведением операций в реальном времени для игр Web3, делают эти игры дорогими в поддержке.
Привлечение пользователей (UA) для блокчейн-игр также невероятно дорого, некоторые исследования указывают на то, что затраты на привлечение клиентов (CAC) для мобильных гиперказуальных игр на 77% выше, чем для не-Web3 альтернатив. Для достижения прибыльности и масштабирования многим из этих игр потребуется увеличить количество монетизированных пользователей в рамках стратегии 'длинного хвоста', углубить расходы 'китов' (крупных игроков), или и то, и другое.
Пока что только самые сильные IP или лучшие команды UA могут масштабироваться в Web2. Остальные будут вынуждены конкурировать за небольшой пул существующих пользователей Web3 и пытаться увеличить пожизненную ценность игрока (LTV) с помощью монетизационных моделей, родных для Web3.
В настоящее время существует только около 1.2 миллиона уникальных активных ежедневных кошельков, взаимодействующих с игровыми протоколами, и от 15 до 25 миллионов ежедневных игровых транзакций. Одна успешная игра, которая эффективно захватывает внимание, может значительно повлиять на метрики блокчейна экосистемы.
Например, внезапный рост транзакций, показанный на приведенной выше диаграмме, произошел после запуска игры Ethos Wallet Sui 8192. Кроме того, Sage Labs, RTS от FOCG, созданная Star Atlas с элементами idle, в настоящее время имеет только около ~1.5к активных ежедневных игровых кошельков, но генерирует 1.8 миллиона ежедневных транзакций (что составляет примерно 10% всех транзакций в Solana).
Ликвидность игроков вскоре станет редким и ценным ресурсом. Платформы типа издателя, такие как Ready Games, которые могут привести существующих игроков Web2 в Web3, будут востребованы, а также сети, ориентированные на Web3, такие как Ronin и Treasure.
Pixels, социально-симуляционная игра Web3, увидела это на своем примере, когда перешла от относительно небольшого количества активных пользователей к 50-100 тысячам DAU просто перейдя с Polygon на Ronin. Сильные сообщества Web3 могут стать бренд-амбассадорами с низкими затратами, значительно увеличивая охват и доход, как только их внимание будет эффективно захвачено.
Play-to-Airdrop
В соответствии с борьбой за ликвидность игроков, финансовые модели привлечения пользователей, ориентированные на Web3, приобретают и будут продолжать приобретать популярность. В прошлом году мы комментировали free mint NFT как новый механизм привлечения пользователей, популяризированный коллекцией Genesis DigiDaigaku от Limit Break, достигшей в прошлом году средней максимальной цены более 20 ETH.
Примерно в это же время в этом году мы видели, как больше команд используют финансовые модели стимулов в форме аирдропов для привлечения внимания потребителей и привлечения новых пользователей. Известный как play-to-airdrop, этот модель вознаграждает участников, которые выполняют квесты, тестируют ранние сборки игр или получают активы в блокчейне, токенами.
Хотя блокчейн-протоколы давно используют аирдропы токенов для завоевания доли рынка, в играх они были в значительной степени неисследованы. Это изменилось, когда BigTime, MMORPG на блокчейне, находящаяся в раннем доступе и вне радара многих людей примерно год, в октябре провела аирдроп токенов BIGTIME тестировщикам бета-версии.
В серии неожиданных событий цена токена выросла более чем на 370% за 24 часа. BigTime отнюдь не была первым блокчейн-игровым проектом, вызвавшим волнение в 2023 году. Эту награду, вероятно, получила бы Parallel и ее токен PRIME.
Однако это действительно послужило катализатором для меты аирдропов в играх и вскоре за ним последовали проекты, такие как Zepeto (ZTX) и Shrapnel (SHRAP). На момент написания, play-to-airdrop остается сильным нарративом в данной сфере, и мы ожидаем, что это продолжится в 2024 году, при условии, что рынки останутся сильными. В приведенной выше таблице мы выделили некоторые проекты с предстоящим аирдропом для заинтересованных сторон.
Важно отметить, что, хотя аирдропы могут служить отличным механизмом привлечения пользователей или реактивации, они обычно не очень эффективны в увеличении удержания. Как показано на примере ранее упомянутого Sui 8192, любое увеличение таких метрик, как регистрации, активные игроки или транзакции в игре на блокчейне, в основном будет состоять из фермеров аирдропа, которые резко уйдут, как только прекратятся стимулы.
Кроме того, если индустрия злоупотребляет этой структурой стимулов в краткосрочной перспективе, есть риск затемнения органического спроса игроков. Это может негативно повлиять на устойчивый долгосрочный рост.
Чтобы бороться с этим, мы призываем команды продолжать экспериментировать с этими новыми моделями привлечения пользователей Web3. Использование отложенных стимулов, например, может помочь согласовать выпуски с ключевыми этапами/KPI. Кроме того, сочетание финансовых стимулов с специализированными потоками конверсии, ориентированными на Web3, должно лучше удерживать Additive players (кто приносит ценность в игру), в отличие от чисто экстрактивных (кто только ради выгоды).