Юрий Шабалов
Юрий Шабалов личный блог
12 января 2024, 12:38

Война в Красном море: почему танкеры с нефтью продолжают курсировать мимо обстреливающего Йемена, а контейнеровозы рванули в обход Африки?

Война в Красном море: почему танкеры с нефтью продолжают курсировать мимо обстреливающего Йемена, а контейнеровозы рванули в обход Африки?
США вовсю обстреливают йеменские аэропорты, хуситы не оставляют попыток отправить на морское дно американские авианосцы, а цены на нефть на фоне этих волнений покачиваются, не зная, то ли рвануть ракетой вверх, то ли остаться на прежнем уровне. И хотя тучи над танкерами в Красном море сгущаются, но далеко не с той скоростью, что ждали инвесторы в декабре. Контейнеровозы из этих вод поспешили убраться, а перевозчики горючего продолжают свой бизнес. Попробуем разобраться, почему так получается. 

Бада-бумс! Не в силах более терпеть постоянные обстрелы американского военно-морского флота возле берегов Йемена, США с Великобританией, позвав на помощь такие великие морские державы как Нидерланды и Бахрейн, начали бомбить наземные базы хуситов, по традиции объясняя своё поведение исключительно заботой о мировой торговле. Мировое сообщество старательно скрывает недоумение от происходящего — ещё месяц назад глава Пентагона Ллойд Остин объявил о начале операции «Страж процветания» (Prosperity Guardian) под эгидой Объединенных морских сил, целью которой является обеспечение безопасного судоходства в Красном море на фоне «безрассудных нападений хуситов из Йемена». С тех пор главнокомандующий успел исчезнуть с поля видимости президента, отправившись лечить простату, а повстанцы усилили атаки на американские корабли, на этой неделе, к примеру, задействовав в своём неудержимом стремлении довести дело до конца сразу 36 БПЛА и 3 ракеты.
Война в Красном море: почему танкеры с нефтью продолжают курсировать мимо обстреливающего Йемена, а контейнеровозы рванули в обход Африки?
Процветания, стражем которого должны были выступить заокеанские авианосцы, у берегов Аравийского полуострова отчего-то не дождались. Оно и понятно. Хотя военные корабли англосаксов приблизились к Красному морю, основной упор военное руководство делало на устные угрозы. «Вы только попробуйте нам что-нибудь сделать, мы вам сразу по шапке надаём». Надо признать, что внешний вид представителей британской армады не внушал того трепета, чтобы хуситы сразу сложили оружие и спрятались в бомбоубежищах. Ходят какие-то ржавые посудины мимо чужого берега, разве такие могут остановить праведный гнев, направленный на израильскую экономику, палки в колёса которой Йемен решил вставлять после ковровых бомбардировок Сектора Газа?

Когда угрожать дальше исключительно словами стало уже невозможно, Штаты подтянули штаны и вышли вперёд. США и их союзники в ночь на пятницу 12 января нанесли более 60 ударов по 16 целям хуситов в Йемене, сообщает командование американских ВВС. Звучит, конечно, внушительно, но как обычно есть нюанс.

«По командным узлам и узлам управления, складам боеприпасов, производственным объектам и пунктам запусков ракет, системам ПВО (хуситов — ИФ) выпущено более сотни высокоточных снарядов. Нанесено более 60 ударов, которым подверглись цели в 16 местах», — цитирует янки Интерфакс.

Война в Красном море: почему танкеры с нефтью продолжают курсировать мимо обстреливающего Йемена, а контейнеровозы рванули в обход Африки?

Повлияют ли многочисленные обстрелы йеменских аэропортов на безопасность прохода по Баб-эль-Мандебскому проливу? Вот у ж вряд ли. Как бы не пытались западные СМИ представить хуситов босоногими дикарями, способными разве что размахивать ржавыми калашами, их действия явно подчеркивают высокую боеготовность и скоординированность, так что просчитать ходы на несколько шагов вперёд те полностью способны.  

По факту обстрел Йемена англосаксонской коалицией особого влияния на происходящее в Красном море не произведёт. Хуситы власть взяли силой десять лет назад и с тех пор их с места пытались выбить с помощью куда более масштабных обстрелов. Тогда против них выступил главный игрок Аравийского полуострова — КСА вместе со всеми сотоварищами вроде Бахрейна, Катара, Кувейта и Иордании. Там в какой то момент тысячами наносились удары по йеменским объектам. И ничего, повстанцы удержали оборону. Наверняка, в землю они за минувшее десятилетие вгрызлись не хуже Сектора Газа, так что рапортование гегемона об успехах несколько преждевременное. Ну и выдающаяся военная мощь Штатов ставится под большое сомнение, когда против несчастной Иордании они вынуждены выступать исключительно в солидной компании Бахрейна, Канады, Нидерландов и Австралии. Последних-то как занесло в воды Красного моря?

России эти разборки только на пользу — чем большим количеством ракет обмениваются участники конфликта, тем меньше их поступает на нашу линию боестолкновений. Тут более актуален вопрос, как происходящее скажется на нефтеперевозках. И тут возникают совершенно неожиданные моменты. Все мировые СМИ не устают рассказывать о том, как сильно атаки хуситов повлияли на морские грузоперевозки.

— Перевозки через Красное море составляют 10% мировых торговых потоков. Они (нападения — прим. ТАСС) увеличат как время доставки, так и стоимость перевозок для экспортеров и импортеров. А это может привести к росту цен, — отметила вчера официальный представитель Международного валютного фонда Джули Козак. — Объем перевозок через Суэцкий канал сократился на 28% в годовом исчислении за 10 дней, закончившихся 2 января.

Зато на 67% вырос объём перевозок через мыс Доброй Надежды. То есть большинство кораблей рвануло в обход Африки, не стремясь проплывать вдоль берегов, с которых по ним может прилететь что-то взрывоопасное. Вот только выйти из зоны конфликта поспешили в большинстве своём контейнеровозы (число контейнеровозов в Красном море сократилось в первую неделю января на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года подсчитал Financial Times, ссылаясь на отчет лондонской судоходной компании Clarksons), а вот танкеры, как не удивительно, продолжили курсировать мимо хуситов с завидной регулярностью.
Война в Красном море: почему танкеры с нефтью продолжают курсировать мимо обстреливающего Йемена, а контейнеровозы рванули в обход Африки?
Движение нефтяных танкеров и бензовозов в Красном море было стабильным в декабре (напомним, что активно бомбить торговые корабли начали в декабре), это показал анализ «Рейтер» данных отслеживания судов. В декабре в южной части Красного моря и Аденском заливе, в районе, близком к Йемену, где произошли нападения, ежедневно находилось в среднем 76 танкеров с нефтью и горючим. Это всего на два меньше, чем в среднем за ноябрь, и всего на три ниже среднего показателя за первые 11 месяцев 2023 года, согласно данным службы отслеживания судов MariTrace. Это при том, что крупные игроки вроде BP и Equinor, приостановили все транзитные перевозки через Красное море и перенаправили свои суда. В результате со второй половины декабря по меньшей мере 32 танкера изменили направление или прошли транзитом через мыс Доброй Надежды вместо использования Суэцкого канала, по данным службы отслеживания судов Vortexa.

Танкеры бессмертные что ли? Почему они продолжают курсировать мимо опасных берегов, тогда как контейнеровозы массово сместились на альтернативный маршрут? Аналитик Mozgovik Research Олег Кузьмичев считает, что всему виной не столько атаки хуситов, сколько продуманность компаний, занимающихся морскими перевозками.
Война в Красном море: почему танкеры с нефтью продолжают курсировать мимо обстреливающего Йемена, а контейнеровозы рванули в обход Африки?
— Фрахт контейнеровоза сейчас стоит существенно дешевле по сравнению с наливными танкерами, — отмечает Олег Кузьмичев. — Конечно, крупным игрокам невыгодно заканчивать рейс как можно скорее, а маршрут через Суэцкий канал значительно короче. И как только появилась полностью оправданная возможность увеличить время в пути — идти в обход Африки, объясняя это тем, что они не хотят рисковать кораблём из-за участившихся обстрелов со стороны Йемена, они этим воспользовались. С одной стороны они подстраховываются от лишних рисков, с другой — увеличивают свою прибыль, так что скорейшее завершение конфликта в Красном море им точно не выгодно. 
Война в Красном море: почему танкеры с нефтью продолжают курсировать мимо обстреливающего Йемена, а контейнеровозы рванули в обход Африки?

По данным Linerlytica, в период с 15 декабря 2023 по 7 января 2024 80% контейнеровозов переориентировались с маршрута через Суэцкий канал на маршрут вокруг мыса Доброй Надежды. Из крупных линий наибольшая доля судов, продолжавших использовать Суэц, у CMA CGM, суда которой в приоритетном порядке получали эскорты французских ВМФ. 15 место в этом списке занимает российская FESCO, которая отправляла все свои суда маршрутом через Красное море, вместе с китайскими Newnew Shipping и SeaLead Shipping.

Нефть на фоне новостей с Аравийского полуострова подскочила в цене, штурмуя отметку в 80 долларов за баррель. Хотя сенсационные новости о том, что хуситы пустили ко дну американский авианосец, а Штаты в ответ начали бомбёжку наземных объектов Йемена, по идее должны были серьёзнее отразиться на мировых расценках. Несколько лет назад так бы и произошло, но, видимо, мир уже привык к кровавым конфликтам, так что близко к сердцу уже никто ничего не принимает.   
Война в Красном море: почему танкеры с нефтью продолжают курсировать мимо обстреливающего Йемена, а контейнеровозы рванули в обход Африки?





18 Комментариев
  • Александр Шадрин
    12 января 2024, 12:50
    что за Саудовский полуостров? у него другое название
  • IT_LONG
    12 января 2024, 12:59
    Вообще то хуситы не хотят чтобы в их море разлилась черная жижа и отвечать за экологическую катастрофу
    • IT_LONG
      12 января 2024, 15:23
      IT_LONG, ну это дать карту в руки западу, по всем новостям 24/7 будет про то как хуситы загубили прекрасное море
  • Ирина Чернецова
    12 января 2024, 13:36
    Хотя сенсационные новости о том, что хуситы пустили ко дну американский авианосец, а Штаты в ответ начали бомбёжку наземных объектов Йемена, по идее должны были серьёзнее отразиться на мировых расценках
    Што, реально авианосец потопили? 
    • Сергей
      12 января 2024, 14:09
      Ирина Чернецова, а это невозможно думаете?
      • Dany
        14 января 2024, 15:30
        Сергей, Сергей суханинский 08.04.1992 из кургана сейчас проживаете в москве, вы будете платить алименты?
  • ves2010
    12 января 2024, 13:40
    там форсмажор… отказ в страховке… поэтому контейнеровозы плывут в обход...

    танкеры застрахованы иначе… поэтому продолжают плыть
  • ПлощадьДНР
    12 января 2024, 13:42
    все перевозки застрахованы, тарифы сделали повышенными:
    в йемене это бизнес, обстреляют или захватят те суда которые мзду не заносят..
    ну а для контейнеровозов им по барабану, на неделю длиннее путь.
  • quant_trader
    12 января 2024, 14:28
    а не потому ли что танкеры везут иранскую нефть а хуситы это проиранские террористы?
  • Mike_Z
    12 января 2024, 16:46
    Данная война закончится, не успев начаться. Как могут голодранцы воевать против самых богатых и вооруженных мира сего
  • Игорь ПМ
    12 января 2024, 16:51

  • dankor0888
    12 января 2024, 17:55
    «Повлияют ли многочисленные обстрелы йеменских аэропортов на безопасность прохода по Баб-эль-Мандебскому проливу? Вот у ж вряд ли.» Действительно, пусть продолжают нападать на суда дальше))) 
    «безрассудных нападений хуситов из Йемена» — это не так? Подскажите реальные цели хуситов? 

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн