Есть ли индикатор-грааль? Нет. Я всегда говорю трейдерам, что индикаторы — это зло. Почему-то новички, приходящие на рынок, думают, что грааль трейдинга расположен в индикаторах.
Что такое вообще индикатор?
Это запаздывающее изображение графика цены. Каждый индикатор построен на основе средних скользящих цен, которые транслируются с графика. Индикаторы — это первая стадия всех новичков, более того, граалем они не являются и все потери денег происходят именно на индикаторной торговле.
Индикаторы бывают скользящие средние, обычные, быстрые и медленные. И почти все индикаторы, которые есть в рынке, связаны в простом пересечении медленного периода с быстрым, поэтому они все время показывают с запозданием то, что происходит в рынке.
Есть еще некие осцилляторы, которые показывают условную перекупленность/перепроданность инструмента. Удивитесь, но даже эти индикаторы сделаны на основе скользящих средних, которые запихнули в некое тело индикатора и эти скользящие средние ходят от края до края этого индикатора, который показывает перекупленность и перепроданность
Есть индикаторы боковых движений, самый известный — Bollinger bands, который показывает условные края диапазона и обратный возврат. Но на нем тоже не заработать, потому что он показывает все на истории.
Есть, как кажется, сложные индикаторы, которые показывают гистограммы, перекупленность и перепроданность, но если за ними понаблюдать, то вы тоже увидите, что там обычно скользящие средние конвертированы в графическое изображение гистограммы и они тоже запаздывающие.
В итоге что мы имеем? Индикаторы — это просто маркетинговая уловка, которая вас призывает прийти в рынок и намекает на легкость торговли.
Какие индикаторы работают на мой взгляд:
1. Индикатор объема (вертикальный). Это Volume, он показывает объем в торговой свече, привязывается к временному интервалу: если вы смотрите график минутный, он будет показывать объем минутки и тд.
Интерпретация этого индикатора возможна только когда вы сопоставляете среднее значение за период с какими-то вспышками объема, которые показывают какое-то экстремальное отклонение. Это то, что дает зарабатывать деньги. Но это такая индивидуальная вещь, которая происходит в моменте, никак не на истории.
2. Индикатор объема (горизонтальный). Он называется Профиль рынка, либо объем, вышедший на каком-то ценовом уровне. Он показывает интерес участников в каком-то ценовом уровне.
Объемные индикаторы самые эффективные, и внутри них есть более современные индикаторы, связанные с индикаторами на ленте сделок, которые показывают крупные сделки, крупные покупки, процентное соотношение изменения в движении в одну и другую сторону. Это уже ближе к жизни, на этом можно уже строить какие-то математические алгоритмы, которые позволят вам выяснить направление инструмента.
3. Индикатор максимума и минимума. Их огромное количество, называются они в разных программах по-разному. Это такие помощники, которые автоматизируют вашу работу.
Совет такой: прежде чем идти в индикаторную торговлю, нужно изучить строение выбранного индикатора, попробовать его на одном торговом дне, чтобы понять суть. И вы выясните, что если брать некую классификацию поступления информации в рынок, самое худшее, что может быть — это индикатор. Чуть-чуть лучше график. А до графика идет лента сделок и кластерный анализ. А самое действенное — это характеристика инструмента.
Сейчас есть огромное количество современных индикаторов, но они очень сложные, они доступны только профессионалам. Нужно идти учиться, потому что маркетинг говорит о том, что зарабатывать легко, а факт жизни говорит, что на рынке все будет против вас, в том числе все эти граали, которые прописаны в книжках.
Как определяется опытность трейдера? Если вы посмотрите на его рабочий стол, чем меньше индикаторов, тем он более опытный. Индикаторы нужны как вспомогательный инструмент, когда вы уже имеете достаточно много опыта в торговле. Когда у вас много инструментов, которые вы изучаете, вы просто автоматизируете некоторые вещи с помощью индикаторов.
Создание индикаторов и торговых стратегий — это некий внутренний маркетинг, который как бизнес-модель развивали биржи. Это приносит в первую очередь огромное количество денег тем, кто эти индикаторы создает. Но не трейдерам точно.
Грамотность уровня Бог.