Давайте вспомним про самый первый в истории НАСТОЯЩИЙ общемировой обвал.
Ведь вы наверняка ещё не слышали про биржевую панику 1873 года, в результате которой рухнула экономика не только США, но и всей Европы?
Тогдашним инвесторам, потерявшим всё и полностью разорённым, наш обвал в феврале 2022 года показался бы лёгкой приятной прогулкой.
В своем телеграме я публикую как самую свежую и актуальную аналитику, так и любопытные исторические инвест-факты.
Некоторые лица кажутся мне неуловимо знакомыми… Наверное показалось.
И кстати, в теперешней ситуации на перегретых западных рынках прослеживается много параллелей и аналогий с тем самым первым крушением.
Не ждать ли нам повторения тех знаменательных событий?
150 лет назад, в сентябре 1873 года, произошел первый общемировой биржевой крах, приведший к затяжному финансовому кризису по всей планете.
Начало 1870-х по всей Западной Европе было временем необыкновенного торгового оживления и промышленного подъема. Например, в Пруссии только за 3,5 года было открыто больше предприятий, чем за предшествующие 70 лет. Спекуляции на биржах, особенно в Вене и Берлине, были колоссальными.
Очевидец и историк этих событий писал: «История учредительства и эмиссий с 1870 по 1873 г. есть история неслыханно огромного, наглого, рафинированного, интенсивного, ранее невиданного жульничества».
Символическая карта Европы 1870 года. Зацените, какая огромная Россия и как «писающий мальчик» Сардиния украдкой делает теплее Средиземное море :)
Одновременно за океаном росла роль США. Приток капиталов в Америку был невероятно огромным. Со времени 1857 г. у США, по сути, не было серьезного экономического кризиса, зато после гражданской войны очень бурно развивалась промышленность. В первую очередь – железнодорожное строительство.
Акции новых железных дорог, особенно американских, и сделались главным предметом биржевых спекуляций как в Новом, так и в Старом свете.
Железнодорожный мост в XIX веке. Впечатляет!
Кстати, как раз в 1860-е был проложен телеграфный кабель по дну Атлантического океана. Установление прямой связи между финансовыми центрами США и Европы позволило наладить постоянный обмен котировками ценных бумаг на биржах двух континентов и способствовало интеграции рынков.
Железные дороги стали на финансовых рынках объектом поклонения, примерно как интернет-компании в 1990-х. Считалось, что вложения в них окупятся намного быстрее, чем в любом другом секторе экономики. Крупные компании и банки втянулись в паровозную гонку, вкладывая миллиарды долларов на строительство путей через всю страну.
Карта ж/д магистралей в США в 1870 году. Только что построена первая трансконтинентальная железная дорога от океана до океана.
Джей Кук, американский финансист и основатель крупного банка Jay Cooke&Co, решил поучаствовать в создании новой ж/д магистрали через всю страну. Он очень рассчитывал на денежную подпитку от немцев. Чтобы расположить бизнесменов к своему проекту, он даже переименовал в штате Дакота один из городков в Бисмарк — в честь «железного канцлера».
Однако резкое повышение процентных ставок в Германии привело к массовому выводу немцами капитала из других стран, в том числе и из США. Ликвидность уходила, рефинансирование стало затруднительным.
Финансовая компания Джея Кука, полагавшаяся на краткосрочные займы, вдруг оказалась неспособна погасить облигации на 15 млн долларов.
Джей Кук и его банк.
18 сентября 1873 года Jay Cooke&Co приостановил приём и выплату депозитов, и вместе с этим по всей стране началась паника. Другие банки рухнули первыми из-за большого количества людей, желающих снять свои деньги сразу, опасаясь банкротства банков. На следующий день газеты уже сообщали о скором банкротстве и закрытии самого Jay Cooke&Co.
Реклама Jay Cooke & Co в газете 1866 года
Когда Нью-йоркская биржа узнала о крахе одного из крупнейших американских банков, инвесторов охватил шок.
«Среди брокеров на минуту воцарилось гробовое молчание, а затем они рванули из здания биржи к своим офисам, сбивая друг друга с ног. «Медведи уже распродавали акции, и падение их цены было пугающим» — так описывала этот день New York Times.
Финансовые гиганты гибли один за одним на глазах шокированного бизнес-сообщества. В течение нескольких часов о банкротстве объявил Fisk and Hatch, один из самых надежных гигантов Уолл-Стрит. Названия еще 18 компаний, рухнувших в тот «черный четверг», биржа отказалась публиковать, что только усилило панические настроения.
Финансовый пожар на одной из крупнейших бирж мира продолжался около 40 дней. За это время разорились 73 корпорации и более 5 тысяч коммерческих компаний. Затем паника утихла, но для реального сектора экономики трудные времена были еще впереди.
Первая великая депрессия началась не в 1929, а в 1873 году.
К концу 1873 года 101 банк США обанкротился, и их число продолжало расти до 1879 года. По разным оценкам, от 18 000 до 28 000 человек остались ни с чем в результате кризиса. Только мультимиллионеры процветали в эти темные времена, имея возможность покупать активы и недвижимость своих конкурентов по выгодной цене.
💀 Разрушительная экономическая депрессия продолжалась 6 лет. Кризис был настолько серьезным, что в то время именно его называли «Великой депрессией», а сейчас паника 1873 года известна как «Долгая депрессия».
👉Подписывайтесь на мой телеграм — там всегда качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
Надеюсь, вам понравилось. При написании этой статьи был использован десяток источников, в том числе на английском языке. Буду рад вашим реакциям и комментариям ❤️
📍Вчера рассказывал, кто из наиболее вероятных кандидатов проведет IPO в этом году:
🎲 IPO в 2024: кого ждем на бирже
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Тинькофф Пульс: sid_the_sloth