В последнее время в сети распространяется много информации по поводу большого количества заимствований Минфина и роста государственного долга. Основной посыл таких сообщений — государство ускоренно движется к долговой спирали (новые займы необходимы для обслуживания старых, т.к. собственных доходов недостаточно).
На самом деле проблема, если ее в действительности можно назвать проблемой, сильно преувеличена. Поэтому ниже рассмотрим несколько цифр.
1️⃣ Совокупный объем рынка государственных облигаций составляет чуть больше 20 трлн руб. С учётом внешних обязательств, который не представлен на графике, объем госдолга ~ 25 трлн руб.
2️⃣ Чистая эмиссия государственного долга (размещения за вычетом погашений) находится в рамках нормы последних лет — в среднем около 2 трлн руб. с 2021 по 2023 годы. В 2020 году на фоне пандемии прирост госдолга составил более 4 трлн руб. Таким образом, темпы заимствований, начиная с 2022 года, не являются аномальными.
3️⃣ ВВП России по итогам 2023 года составил 170 трлн руб., по итогам 2022 года — 155 трлн руб. Тут важное замечание: и госдолг, и ВВП измеряется в номинальных величинах — в рублях. В 2023 году ВВП вырос на 3.6% в реальном выражении, т.е. после корректировки на инфляцию, но в рублях ВВП вырос на 10%. Сопоставимыми темпами рос госдолг.
4️⃣ Как оценить долговую нагрузку государства? По аналогии с компаниями можно сравнить доходы государства и размер госдолга, процентных платежей. Универсальным показателем служит отношение госдолга к ВВП. Оно же с учётом внешнего долга находится на уровне 15% (в США, к слову, — около 130%). Кто-то скажет, что США привлекает долг под более низкий процент, что правда. Однако это преимущество нивелируется абсолютным размером госдолга. Обслуживание долга Минфину РФ обходится в 6-7% доходов федерального бюджета, Минфину США ~ 22%. И в целом годовые доходы Минфина РФ превышают размер совокупного долга, а годовые доходы Минфина США в 7 раз меньше совокупного долга.
5️⃣Что будет, если Минфин РФ будет каждый год, например, в течение 10 лет наращивать госдолг на 2-3 трлн руб., т.е. темпами сопоставимыми с прошлыми тремя годами? Ещё раз напомним, что для оценки долговой нагрузки государства используются номинальные показатели, которые учитывают инфляцию. Так вот в нашем примере госдолг через 10 лет составит порядка 50 трлн руб. — двукратное увеличение. Наверно проблема. Но рано делать выводы. А что будет с ВВП? Для расчета возьмём средние темпы роста цен и ВВП за последние 10 лет, а именно 7% и 1%, и рассчитаем методом сложного процента. Итоговый результат: 367 трлн руб. Теперь делим госдолг на ВВП и получается 50/367 = 13.6%, т.е. снижение уровня госдолга. Вот такой интересный результат.
6️⃣В целях расчета мы взяли темпы роста госдолга в абсолютных величинах и сравнивали с потенциальным размером ВВП. Но можно обойтись гораздо более простым правилом: темпы роста ВВП в номинальном выражении должны превышать темпы роста госдолга, в противном случае отношение госдолга к ВВП будет расти. Номинальные темпы роста могут быть достаточно высокими благодаря инфляции, которая таким образом обесценивает госдолг и снижает долговую нагрузку государства.
Заключение
На данный момент проблема госдолга отсутствует. Конечно же, все может кардинально и резко измениться: ухудшится конъюнктура на сырьевых рынках, упадут доходы или резко вырастут расходы. Но даже в таких обстоятельствах рост госдолга до 20-25% может вызвать озабоченность, но не будет критической проблемой. Разве что рынок госдолга окажется под давлением и доходности сильно не снизятся. Тем лучше лучше для инвесторов в облигации.
Графики и диаграммы представлены здесь.
t.me/DolgosrokInvest
12 марта 2024 г.