С НАДЕЖДОЙ НА БЛОКЧЕЙН
Если для российских огранщиков и, в особенности, ювелиров инициатива Минфина сформирует новые условия ведения бизнеса, то АЛРОСА затронет только косвенно и незначительно. Маркировка не коснется алмазов, так как они, как правило, уходят в огранку, к тому же в РФ физлицам алмазы не продаются. Гарантия происхождения для камней, произведенных «Бриллиантами АЛРОСА», — важная составляющая, но, вспомнив о том, что на бриллианты приходится около 2% выручки компании, понимаешь, что в борьбе за чистоту поставок этой меры явно не достаточно.
В конце концов, синтезируются не только бриллианты, но и алмазы. И спрос на эти алмазы, как признается бывший профильный сотрудник АЛРОСА, довольно значителен даже в среде сайтхолдеров. Ограниченность предложения толкает их на аккуратные шаги по направлению к синтетике. Вычерпав лимиты на одного клиента АЛРОСА и De Beers, сайтхолдеру придется либо ограничить свой бизнес, либо обратиться к производителям синтетики, говорит собеседник «Интерфакса».
Стало быть, ситуация безвыходная? Нет, надо только идентифицировать синтетику и не допускать ее смешения с натуральными камнями, отвечают алмазодобытчики. И в этом ответе есть доля здравого смысла, если вспомнить о незначительности доли ювелирной синтетики (по расчетам Morgan Stanley -не более 1% от мирового рынка алмазов в денежном выражении) и тренде производителей lab-grown на использовании ее в высокотехнологичных сферах. Тем не менее, почему lab-grown вообще проникает в боксы алмазодобытчиков и как бороться с этим явлением, безусловно угрожающим прибыли производителей натуральных камней?
Между появлением алмаза из недр (или из лаборатории) и его преобразованием в бриллиант, сияющий в кольце на пальце девушки, камень длительное время находится в руках ограниченного числа участников алмазного рынка — так называемого midstream. Этот сегмент включает в себя как сайтхолдеров, так и огранщиков; более того, большинство занимается как огранкой, так и перепродажей боксов алмазодобытчиков на вторичный рынок. Теоретически именно на этом этапе открывается «окно» для нелегального подмеса синтетики. Недобросовестные игроки midstream с целью снижения издержек могут использовать lab-grown как замену более дорогим натуральным камням. Работающие в легальном поле производители синтетики не заинтересованы в мимикрии под природные камни: во-первых, изначально понятно, что они не ведут добычу; во-вторых, это было бы не очень последовательно в свете позиционирования своего товара как ультрасовременного eco-friendly продукта.
Для обеспечения прозрачности сделок в этом сегменте De Beers и АЛРОСА планируют использовать технологию блокчейн, первоначально разработанную для цифровой валюты. В декабре прошлого года De Beers первой заявила об инвестициях в блокчейн-платформу, которая предоставит «единственную неизменяемую запись, отслеживающую индивидуальный путь алмаза по цепочке стоимости». Данные о каждом алмазе будут внесены в высокозащищенный электронный журнал, каждое событие или сделка будут регистрироваться в базе данных, поддерживаемой с помощью передовой технологии защиты информации. Что немаловажно, система способна поддерживать конфиденциальность информации о сделках, которую покупатель и продавец не хотят раскрывать. Переговоры о потенциальном СП De Beers ведет с Antwerp World Diamond Centre, координирующим торговлю в мировой столице отрасли, через которую проходит около 80% необработанных алмазов.
По мнению De Beers, блокчейн-платформа отвечает интересам как конечных потребителей, озабоченных подлинностью и положительным эффектом предметов роскоши, так и midstream, которому позволит сократить издержки при продаже, не растеряв доверия. Также она нужна ритейлерам и банкам-кредиторам отрасли.
«Используя технологию blockchain, мы обеспечим дополнительный уровень уверенности потребителям и участникам отрасли, причем каждая запись об алмазе, зарегистрированном на платформе, будет столь же долговечной, как и сам алмаз», — резюмировал суть идеи Брюс Кливер.
Опыт АЛРОСА в сфере отслеживания происхождения (tracing) пока не распространяется на алмазы. Компания в конце 2016 года стала партнером tracing-программы крупных камней от Gemological Institute of America (GIA). Это digital программа, устанавливающаяся на телефон, в которой номер сертификата GIA является кодом доступа к истории камня, содержащей всю информацию о нем: место добычи, фотографии алмаза, из которого создан этот бриллиант, его «раскладки» в аппарате на ограночном предприятии. Минусом программы является то, что она рассчитана на бриллианты от 1 карата. Возникает противоречие — покупку бриллианта в 1 карат позволяет себе состоятельный человек, а гаджеты популярны среди тех, кто покупает камни меньшего размера. Кроме этого, клиенты «Бриллиантов АЛРОСА» получают бумажные сертификаты, содержащие коды, по которым прослеживается происхождение каждого камня, преобразованного в бриллиант. Чтобы уйти от сертификатов, этот метод планируется распространить на электронную платформу, запустив пилотный проект на российском рынке.
Признавая необходимость решить проблему происхождения в стратегическом для себя сегменте алмазного сырья, АЛРОСА в конце 2017 года заявила о возможности внедрения блокчейн «или других технологических идей» применительно к своему алмазному сырью. Детали пока не известны.
Изобретательность, богатый арсенал знаний и готовность меняться сформировали в свое время лицо отрасли, раскрывшей человечеству потенциал созревавших в недрах миллиарды лет кристаллов и создавшей уникальную эмоциональную атмосферу вокруг процесса их дарения в наиболее важные моменты жизни. За долгую историю отрасли ее не раз лихорадило. Прекращение поставок алмазов из Индии в свое время казалось не менее опасными, чем сегодняшний вызов синтетики, а изобретение скайфа (колесо полировки, пропитанное смесью оливкового масла и алмазного порошка) несло не уступающие по масштабам революционные изменения. Сейчас алмазной отрасли вновь придется измениться для того, чтобы в конечном счете не остаться без потребителей — хотя бы той их части, которая сохраняет лояльность к натуральным камням.
Систему цифровой маркировки табака (в этом году планируется распространение на рынки обуви, молочной продукции и других товаров) реализует ООО «Оператор-ЦРПТ» («дочка» Центра развития перспективных технологий, который является СП «Элвис+ Групп» Александра Галицкого (25%),
Вот это типа панацея от серой экономики
движение всех товаров в стране будет учитываться и одни поставщики стучать на других и так уйдет в историю черный нал