По кое какие интересные мысли насчет СП-2 нашёл:
1. Сторонники:
Германия («E.ON», «BASF», «Wintershall», «Uniper»)
Нидерланды и Великобритания («Shell», Wasco Coatings Europe BV)
Австрия («OMV»)
Франция («ENGIE»)
Чехия (NET4Gas)
Финляндия (Fortum )
Швейцария (Allseas AG)
Мальта (Pioneering Spirit)
Словакия (условный сторонник с точки зрения переговоров Eurostream с Газпромом).
2. Противники:
Польша
Эстония
Латвия
Литва
Румыния
Венгрия (условный противник с учётом переговорной позиции)
Украина (не имеет голоса на Совете ЕС)
На голосованиях в Совете ЕС жестко против газопровода выступают только Эстония, Литва, Латвия и Польша. Не препятствуют проекту, но готовы поддержать законодательные инициативы Еврокомиссии об «третьем энергопакете» для газопровода Чехия, Румыния, Хорватия, Дания, Швеция, Словакия, Словения, Болгария. Однако вес сторонников и противников проекта очень неравный в пользу сторонников. Для принятия законодательной инициативы Еврокомиссии должны проголосовать страны, суммарно насчитывающие более 65 % населения Евросоюза и половина от всех членов ЕС. Голосование проходит дважды — по населению и голосом страны, нужно выполнение обоих условий. Чтобы представить насколько велик вес сторонников проекта на голосовании в Совете ЕС следует учесть, что Германия, Австрия, Франция, Нидерланды в совокупности имеют 34,2% населения ЕС даже без учета Великобритании, которая потенциально защищает интересы своей компании Shell (с учетом Великобритании сторонники проекта имеют абсолютный блокирующий пакет в 47% голосов населения ЕС). Но даже если Великобритания выступит против проекта проекта, его сторонникам достаточно, чтобы на голосовании даже просто воздержалась хотя бы еще одна страна ЕС с населением больше 0,8% для блокирования любой законодательной инициативы Еврокомиссии. При этом еще следует учитывать, что сторонники газопровода как Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания являются основными донорами бюджета ЕС, а основные противники как Польша и Прибалтика являются главной нагрузкой бюджета ЕС по дотациям. Страны-доноры за счет финансовых рычагов могут оказывать давление на другие страны получатели дотаций как Испания, Португалия, Греция, Венгрия, обусловливая согласование новых дотаций в очередном годовом бюджете ЕС голосованием на Совете ЕС нужным им образом.
На текущий момент все потенциальные противники проекта Эстония, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Венгрия, Хорватия, Дания, Швеция, Словакия, Словения, Болгария имеют лишь 23% населения ЕС и поскольку их задача не блокировать инициативу ЕК, а ее принять, то им нужно найти еще союзников для достижения лимита 65% голосов по населению. На практике на голосовании лишь эти «13 стран» из 26 поддерживают инициативы Еврокомиссии, не добирая голоса даже для перехода к подсчету голосов пропорционально населению, т.к. для этого требуется сначала минимум 16 голосов-стран. Поэтому по заявлению Мароша Шефчовича Еврокомиссия не может утвердить свои законодательные инициативы.
19 октября 2017 года Жан-Клод Юнкер подтвердил, что Еврокомиссия не может набрать необходимое число голосов стран для своих законодательных инициатив и не ожидает, что это случится в «ближайшие месяцы», но ожидает, что через несколько месяцев компромисс со странами-стронниками газопровода, блокирующими вмешательство ЕК на Совете ЕС, будет найден.
6 ноября 2017 года Еврокомиссия запустила законодательную инициативу по расширению применения «третьего энергопакета» на морские газопроводы. Для утверждения ей нужно пройти Европарламент, а самое главное Совет ЕС. Как ЕК собирается получить необходимые 65% голосов на Совете ЕС остается неясным с учетом того, что ей не удалось получить необходимые голоса даже для мандата на переговоры, не говоря уже об законодательной регуляции. ЕК рассчитывает, что ей удастся утвердить законопроект до конца 2018 года, но выбранная ЕК форма его утверждения дает возможности сторонникам газопровода затягивать даже его согласование до постановки на голосование в профильных комитетах Европарламента. Со своей стороны Россия инициализировала разбирательство в Трибунале ВТО признавая сам «третий энергопакет» целиком нарушением генерального соглашения об торговле в ВТО со стороны ЕС и требуя от ВТО запретить ЕС в одностороннем порядке вводить такие законы, а текущие аннулировать.
Аналитик «Алор» Кирилл Яковенко, которого часто привлекают экспертом по газопроводам в ЕС, отмечает, что велика вероятность, что все заявления Еврокомиссии об желании регулировать или отменить «Северный Поток — 2» являются просто «игрой на публику», чтобы «держать маску лояльного к США и Украине партнера». Поэтому ЕК может быть и неважно, то что ее законодательная инициатива реально не будет принята из-за отсутствия поддержки на Совете ЕС, т.к. важен сам процесс и его PR-эффекты, а не результат. Эксперт обращает внимание, что политическая риторика ЕК сильно отличается от ее реальных действий. Разрешение ЕК для Газпрома использовать газопровод OPAL вопреки «третьему энергопакету» скорее говорит об том, что Еврокомиссия своими же руками «засыпает «Газпром» энергодолларами» действуя из интересов никак не связанных с предыдущими громкими заявлениями и даже прямо противоречащим им.