Интересно наблюдать за конкурентной борьбой Магнита и Х5. Обе компании на ходу перестраивают бизнес и делают это по-разному.
Отчётность Х5 показывает, как помирает бренд Карусель: средний чек растёт лучше других магазинов, но покупателей меньше, падает выручка. Решили часть гипермаркетов закрывать, часть переформатировать в Перекрёстки. По-моему, это стратегически верное, но сильно запоздалое решение. Тенденции в экономике на падение доходов давно очевидны, народ меньше ездит на машинах в дорогие гиперы и больше закупается в дешманских пятёрочках и магнитах. У Магнита в этом плане изначально была более жизнеспособная модель (много дешёвых магазинов «у дома» и совсем мало гиперов), в сторону которой сейчас движется Х5.
Бизнес Х5 пока растёт, в основном за счёт открытия новых магазинов. Но этот рост не бесконечен, рано или поздно остановится. И что тогда? Смотрим на сопоставимые продажи L-F-L за 9 месяцев (квартал к кварталу думаю нет смысла смотреть, сезонность всё-таки), видим довольно грустные 4,7 роста продаж. На уровне инфляции (думаю, ниже скрытой инфляции). Средний чек растёт на унылые 2,5%.
В целом отрасль можно сказать стагнирует. Открытием новых магазинов можно поднять выручку, но снижение потребительского спроса этим не скомпенсировать. Откроют ещё несколько тысяч пятёрочек и магнитов, что тогда? Будут конкурировать между собой ценами? Это убьёт и так низкую рентабельность в 2%. Причём у Магнита есть заделы для расширения (косметика, аптеки, вертикальная интеграция), у Х5 таких возможностей пока не видно.
В целом думаю, что и Х5, и Магнит своё дно ещё не нашли. Поэтому наблюдаю, с интересом, но со стороны.