Про изменение цен на автомобили.
«Мне почти 43 года и я 25 лет занимаюсь бизнесом в этой прекрасной стране. То есть я успел пережить и кризис 1998, и 2008, и 2014 года. Ну и 2020, конечно.
Я хочу высказаться на тему инфляции в автомобилях.
Я еще помню, когда я учился в школе, видимо это 92 год, рекламу Volvo 850 за 27990$. Если кто не знает, то для советского человека престиж марки Volvo мало чем отличался от Mercedes, а Volvo 850 (нынче это S60) — культовый автомобиль той эпохи. Тех цен не стало в 93 году, когда в стране наконец появились налоги и таможенные пошлины.
В силу этих самых налогов и пошлин, с этого момента иностранные автомобили всегда стоили в России дороже, чем в Европе, и тем более, чем в Америке. Когда случился кризис 98 года, все это никак ни на что не повлияло. Цены на машины были номинированы в валюте и только в валюте. Как стоила bmw 523i — 54 000$, так и продолжила стоить. Она и сейчас почти столько стоит, не поверите.
Настоящий переход цен из долларов и евро в рубли случился в 2007-2008 году. Во-первых, всех стали страшно дрючить за незаконный прием в кассе баксов и евро, а во-вторых, рубль продолжал укрепляться за счет роста цен на нефть. Напомню, что с примерно 36 рублей за доллар в 1998 году (до такой величины он вырос за один день с отметки 6.7 рублей), он к кризису августа 2008 года упал ниже 23 рублей. Все окончательно перешли на рубли.
Короче, к чему это я. Когда в конце 214 года доллар из 32 рублей превратился в 65р, все были уверены, что машины подорожают ровно в два раза. И именно поэтому в декабре 2014 года все было раскуплено (я говорю про входящие в мою зону потребления Mercedes, bmw, audi).
Большую долю покупателей машин составляли Казахи, поскольку тенге на тот момент не девальвировали, и машины стали стоить для них ровно в два раза дешевле.
Спрос перекинулся на вторичный рынок, и я в декабре с легкостью за несколько дней избавился от 3-х летнего s500 и двухлетней bmw 650, просто разместив их на авто.ру.
Однако дальше произошло невероятное: цены на авто в рублях подняли на 3-5%, да и то на следующие поставки, а дилеры уже в конце января обзванивали клиентов, предлагая им купить по старой цене bmw x5 или s-класс, потому что кучу машин просто не выкупили. Наступило золотое время: новые немецкие машины, в том числе премиум модели, стали стоить в России дешевле, чем даже в США. И на некоторое время лаже возникла такая экзотическая вещь, как экспорт немецких машин в Европу из России. Я лично знаю один такой случай: человек увез во францию 5ку bmw.
Для меня до сих пор загадка, почему машины так долго стоили так дешево, но уж наверняка ребятам в Мерседесе и БМВ виднее, почем им тут свои тачки продавать.
Стоит ли говорить, что именно тогда окончательно умер бизнес по пригону трехлених машин из Германии.
Так вот о чем это я. Весь этот период с 2014 года, все производители автомобилей через боль подтягивали потихонечку цены на авто под «новый» курс евро и доллара. И не успев дотянуть его даже до половины, случился 2020 год, и рубль обесценился еще на 20%….И только дефицит автомобилей в 2021 году в мире, который, очевидно, произошел из-за пандемии (разрыв цепочек поставок, дефицит чипов, остановка конвееров), развязал руки автопроизводителям. Смелее всех оказался Мерседес — они начали в России выставлять новые цены на НОВЫЕ поколения дорогих моделей. По моим грубым прикидкам, новый G-класс и S-класс при смене кузова подорожали примерно в 1.5 раза и…. Наконец стали стоить в евро столько, сколько они и стоили до 2014 года
примерно на 20% дороже, чем в Европе.
Что в итоге? Никакой реальной ощутимой инфляции на авто в мире за последние годы я не вижу. Просто мы так привыкли к «американским» ценам на авто в России, что нам тяжело в рублях возвращаться в старую реальность. Халява кончилась.»
В целом эта мысль еще и дополняет факт того, что многие производители, которые годами по крупицам теряли свою маржинальность, благодаря дефицитному кризису «развязали себе руки» и решили драть с потребителя так, будто последний день живем.