для понимания с каким монстром сражаемся
Нефть: рынок физический в рынке финансовом
Начнем с того, что если писать про всё это, как положено, то это будет большая книга, на что больше нет ни возможности, ни желания (когда-то я взялся писать наброски и размещал их – не здесь, но не закончил по ряду причин). Поэтому всё придется предельно упрощать и останавливаться только на принципиальных моментах, включая те, по которым важно развеять возможные некоторые заблуждения.
Сразу подчеркну, что речь идет о нефтяном ценовом комплексе – именно это слово, «комплекс», употребляет, в частности агентство Платтс. Я же предпочитаю использовать слово «матрица» — ценовая матрица. И это не просто дело вкуса. То, что подразумевается агентствами под термином «ценовой комплекс» (причем применительно к любым сырьевым товарам, а для нефти особенно — в силу размера ранка в целом, финансового и физического), мне больше напоминает предмет небезызвестного фильма. И, пожалуй, именно я и попытаюсь показать в первую очередь.
Современная нефтяная ценовая матрица – это этап развития системы ценообразования. Не последний. Сейчас мы на пороге ее очередного существенного усложнения, и это имеет конкретный смысл.
Вся история развития матрицы, от примитивного эмбриона до современной многокомпонентной и многомерной структуры – это история борьбы за контроль над «мокрыми баррелями». И, соответственно, производителями – компаниями, государствами и правительствами.
Поэтому сначала об истории развития матрицы от эмбриона до сегодняшнего монстра.
Когда в 1920-40-х годах основными производителями и экспортерами нефти в мире были США и Мексика, три нефтяных гиганта — Standard Oil of New Jersey, Royal Dutch Shell и Anglo-Persian Oil (будущая ВР) договорилась, что для всего мира цена будет определяться по формуле: цена в Мексиканском заливе плюс стоимость транспортировки куда бы то ни было. Это был эмбрион.
С 1940-х ценообразованием занялись знаменитые «Семь сестер» (по числу участников, создавших так называемый Консорциум для Ирана) — Standard Oil of New Jersey, Standard Oil Company of New York (стала Mobil), Standard Oil of California (стала Chevron), Texaco, Anglo-Persian Oil Company (стала Anglo-Iranian, затем BP), Gulf Oil, Royal Dutch Shell.
Во-первых, они «упорядочивали» объемы добычи, договариваясь между собой, сколько нефти должно идти на мировой рынок. Во-вторых, они пришли к выводу, что на одну и ту же нефть должны быть две цены: одна для правительств банановых и прочих колониальных стран, вторая – внутренняя трансфертная, для целей «правильного» налогообложения дома. Правительства банановых республик и прочих колониальных стран никак не были допущены до торговли нефтью и тем более ценообразования. Им платили за лицензии и концессии, и еще они получали роялти и кое какие мелкие налоговые платежи. Размеры всех этих платежей зависели от цены нефти (в процентах). Поэтому для начала семерка, которой пришлось во многих странах создавать совместные предприятия, договорилась между собой о введении так называемой объявленной цены — для местных. Меньше цена – меньше платишь местным. Затем в дело вступали внутренние трансфертные цены – между подразделениями холдингов. Нефть добывающие подразделения семерки в банановых и прочих пальмовых странах продавали своим же перерабатывающим подразделениям на родине по заниженным ценам. Это широко практиковалось много позже и в России при поставках нефти на экспорт )продавали по заниженным ценам своим же, которые затем перепродавали дальше по нормальным ценам, если существующие на рынке цены называть условно «нормальными»).