но фантиков всё равно придётся подпечатать ибо дыра в балансе у госов ипать ту люсю
![]()
за нами армия прикрытия м2
Снижение до 6-летнего минимума доли нерезидентов в ОФЗ лишь на первый взгляд даёт повод для сдержанного оптимизма по части санкционной (не)уязвимости российского госдолга.
В 2015-м правительство занимало на внутреннем рынке немногим более ₽7 трлн. И это с учётом госгарантий на ₽1,7 трлн.
Сегодня объём госдолга приближается к ₽15 трлн. А «гарантийная» его часть – только ₽702 млрд.
Ещё больше разрыв между размерами минфиновских остатков на банковских счетах.
В августе 2015-го (когда в относительном выражении нерезидентов на рынке ОФЗ было примерно столько же, как и сейчас) – около ₽600 млрд.
В апреле 2021-го — ₽1,9 трлн.
Если 6 лет назад схема «ОФЗ—бюджет—банки –ОФЗ» только тестировалась, то теперь она вышла на проектную мощность.
Но отсюда вовсе не следует, что Силуанов придумал финансовый вечный двигатель, неподвластный санкционной энтропии.
В отсутствие спроса со стороны нерезидентов на поддержание рынка ОФЗ придётся направлять всю ликвидность банковского сектора, которая, будет формироваться, главным образом (если не исключительно), депозитами Минфина.
В этой ситуации любые дирижистские меры по бюджетному стимулированию экономики или поддержке населения обречены.
Стоившее Медведеву премьерства, а Силуанову – вице-премьерства накапливание «нацпроектного» триллиона на казначейских счетах оказывается едва ли не единственно возможной тактикой.
Тем более, что имеющихся у правительства резервов в виде ФНБ на ₽13,5 трлн недостаточно, чтобы в случае чего предотвратить новый дефолт по разросшемуся госдолгу.
Со всеми неизбежными политическими аллюзиями и коннотациями.