Неактивный вулкан Маунт-Худ является самой популярной заснеженной вершиной в США — несмотря на свою высоту в 3429 метров, из-за удобных склонов он считается горой для новичков. Вот как его описывают:
«Обычный маршрут вверх-вниз по Маунт-Худу не является технически сложным — это больше напоминает поход по крутому снежному полю. В хороший день вы можете пройти весь путь без кошек и веревок, сделать пару снимков на вершине и вернуться назад».
Но 30 мая 2002 года команда из четырех альпинистов, возглавляемая Биллом Уордом, осознала, что простота Маунт-Худа является обманчивой. Они спускались с горы, соблюдая технику безопасности, однако что-то пошло не так:
«Уорд, как самый опытный, шел в конце, впереди же спускались остальные члены его команды, соединенные между собой веревкой. Если кто-то из новичков не справляется и соскальзывает, то наиболее опытный альпинист служит якорем и удерживает группу на склоне.
Однако прошлой ночью шел дождь со снегом, и склоны были покрыты ледяной коркой и слякотью. Гарри Слуттер, идущий первым, смотрел вниз перед собой и краем глаза увидел размытое пятно. Этим пятном был Уорд — он неожиданно соскользнул и упал.
Представьте себя в роли крупного инвестора, которому предлагают следующий бизнес-план:
«Мы собираемся открыть новую сеть продуктовых магазинов. В ней не будет товаров известных брендов, потому что все продукты будут под местными и частными торговыми марками.
Никакой рекламы на телевидении или в социальных сетях. Никаких скидок и распродаж. Никаких акций, накопительных карт и «счастливых часов». Никакого интернет-магазина и удобной доставки. Проходы в магазинах будут узкими, а сами магазины и парковки — компактными и со скромным оформлением».
Как вам такой проект? Захотели бы инвестировать в такую компанию?
Профессор Майкл Роберто любит задавать своим студентам этот вопрос, а потом изучает их доводы и оценивает их реакцию. Как вы уже догадались, большинство его учеников считает такую инвестицию ужасной идеей.
После этого профессор признается, что такая продуктовая сеть уже существует — она называется Trader Joe's и является одной из самых успешных в мире. В России мы о ней ничего не знаем, однако американцы от нее в восторге — по эффективности продаж Trader Joe's опережает Whole Foods в 2 раза, а Walmart – в 4 раза!
Раджат Гупта родился в Калькутте и стал сиротой еще в подростковом возрасте. О детях из богатых семей говорят, что они родились с серебряной ложкой во рту — у Раджата же порой даже не было хлеба, не говоря уже о ложке.
Поэтому то, чего он достиг, просто поразительно — к 40 годам он возглавил самую авторитетную в мире консалтинговую компанию McKinsey, а в 2007 году он отошел от дел и стал сотрудничать с ООН. Позже он начал заниматься благотворительной деятельностью и помогать в том числе беднякам его родной Индии.
Выходец из индийских трущоб превратился в одного из самых преуспевающих бизнесменов современного мира. Прекрасная сказка, не правда ли? К сожалению, финал ее далек от голливудского «хэппи-энда».
Вместе с успехом пришли и большие деньги — в 2008 году состояние Гупты превысило 100 миллионов долларов. Для большинства людей в мире это просто немыслимая сумма — если вложить их под 5% годовых, то каждый час вы будете получать 600 долларов.
Он мог себе позволить все, что угодно. Но ему хотелось большего — и это желание его и погубило.
В 1955 году в автомобильных авариях погибло 37 тысяч американцев — с поправкой на пройденные мили это превышает сегодняшний показатель в шесть раз.
В том же году компания Ford начала предлагать дополнительную опцию к каждому своему автомобилю — ею стал ремень безопасности, который стоил всего 27 долларов. Проведенные исследования показали его эффективность — благодарю ремню смертность в ДТП снижалась почти на 70%, однако лишь 2% клиентов согласилось на это новшество.
На «привыкание» к ремню безопасности ушли десятилетия — так в начале 1980-х ими пользовалось менее 15% водителей, и лишь спустя полвека после своего изобретения он стал массовым явлением.
Стремление делать то, что вы делали всегда, является одним из самых сильных человеческих желаний — поэтому людям и не нравится, когда им говорят, что они что-то делают неправильно.
Перемены все же наступают, но намного медленнее, чем мы бы могли предположить.
Несколько лет назад The Wall Street Journal опубликовала статью, в которой рассказывалось о росте активного инвестирования и о том, почему эта тенденция сохраняется:
«Новое поколение инвесторов готово идти на риск, чтобы бросить вызов рынку, играющему против них. Это является естественным продолжением культуры хастла (hustle culture), в которой риск приветствуется, а неудачи не осуждаются, а являются поводом для праздника.
Кроме того, розничные инвесторы поколения Z никогда не сталкивались с медвежьим рынком — когда в 2007 году индекс S&P 500 начал свое падение, самому старшему из них было всего 10 лет. Для многих из них пассивное инвестирование — это стратегия для уже богатых, а не для тех, кто хочет разбогатеть».
Так же авторы статьи указывают на то, что многие молодые люди слишком уверены в своих силах, поэтому готовы соперничать с рынком и заниматься активной торговлей. И в этом нет ничего удивительного — человеческая природа подталкивает нас к тому, что мы лучше среднего, и что мы обязательно обойдем своих конкурентов.
Фред Смит был в тупике — все его деньги были вложены в создание транспортной компании Federal Express, но его партнеры отказали ему в дополнительном финансировании.
На дворе была пятница, а в понедельник Фреду нужно было заплатить 24 тысячи долларов, иначе арендованные им самолеты остались бы без топлива. Но вся проблема была в том, что на банковских счетах FedEx осталось всего 5 тысяч долларов...
Однако в понедельник генеральный менеджер FedEx Роджер Фрок с удивлением обнаружил, что на счету компании оказалось 32 тысяч долларов. Он спросил Фреда о том, откуда взялись эти деньги, на что тот ответил:
«Встреча с советом директоров General Dynamics провалилась, и я знал, что деньги нам нужны в понедельник… Поэтому я сел на самолет в Лас-Вегас и выиграл там 27 тысяч долларов».
Все еще находясь в шоке, Роджер спросил у своего шефа, как он мог рисковать их последними деньгами таким образом. Фред Смит задал встречный вопрос: «А что они изменили бы? Без топлива мы все равно не смогли бы летать и разорились».
Сталинградская битва стала самым масштабным сражением в мировой истории — с обеих сторон в ней участвовало более двух миллионов человек, а протяженность фронта составила от 400 до 850 километров.
Военная наука выделяет не только размах Сталинградской битвы, но и некоторые незначительные на первый взгляд эпизоды, которые оказали существенное влияние на ее итоги. Одним из таких эпизодов стала история с мышами-героями, как их позже окрестили некоторые историки.
В конце 1942 года немецкий танковый резерв был размещен в степи и ждал своего часа, а когда в этих танках возникла острая необходимость, случилось то, чего никто не мог ожидать — большая часть из них просто не завелась.
Из 104 машин на ходу осталось меньше 20, и инженеры вскоре обнаружили причину. Вот как описал ее американский историк Уильям Крейг:
«За несколько недель бездействия вдали от фронта полевые мыши поселились в танковых двигателях и погрызли изоляцию на проводах электрических систем».
Из-за войны урожай в том году не смогли собрать, поэтому зерно осталось в поле — это привело к тому, что расплодилось очень много мышей. В то время провода оборачивали тряпками, пропитанными разными смолами, поэтому они были особенно вкусными.
«Пароходик Вилли» принес Уолту Диснею известность, однако успеха в бизнесе он добился не сразу — его мультфильмы обходились чудовищно дорого и никак не окупались.
К середине 1930-х годов он выпустил более 400 рисованных картин, и почти все они оказались убыточными… компания Disney была на грани банкротства.
Мультфильм «Белоснежка и семь гномов» стал для Уолта спасением — на его прокате он заработал 8 миллионов долларов и сумел погасить все свои долги. За десять лет Дисней снял несколько сотен часов мультфильмов, но с точки зрения бизнеса 83 минуты «Белоснежки» имели решающее значение.
Такие события в западном финансовом мире принято называть «длинным хвостом». Что же это такое?
Современная портфельная теория строится на кривой нормального распределения, где события, близкие к среднему, встречаются гораздо чаще, чем события, далекие от него. Но именно маловероятные события обладают наибольшим весом и могут как нанести непоправимый ущерб, так и стать источником огромной прибыли.
Некоторые вещи легко масштабировать — удвойте их размер, и вы получите удвоенные, а то и утроенные результаты. Однако в ряде случаев этот подход не работает — система не выдерживает нагрузки и ломается под собственным весом.
Согласно Книге рекордов Гинесса, Роберт Уодлоу был самым высоким человеком в истории — он страдал гормональным расстройством, поэтому к семи годам его рост превысил 180 сантиметров, а к 22 годам он дорос до невероятных 272 сантиметров!
Если вы подумали, что с такими габаритами он был настоящим суперменом, то вы ошибаетесь — для ходьбы ему нужны были стальные опоры и трость, а к концу его недолгой жизни его колени практически рассыпались.
Мы не можем удвоить размер человека и ожидать от него двойной производительности, ведь механика нашего тела работает совершенно иначе. Чаще всего крупные животные отличаются либо короткими, либо чрезвычайно длинными ногами — к первым можно отнести носорогов, а ко вторым — жирафов.
Роберт Уодлоу вырос слишком большим, однако масштабирование имеет свои пределы. Вот как описал это биолог Джон Холдейн:
«Воспоминания биржевого спекулянта» не зря считаются одним из лучших произведений о фондовом рынке — несмотря на то, что эта книга была написана более ста лет назад, она и в наши дни не теряет своей актуальности.
Джесси Ливермор был не только гениальным трейдером, но и настоящим знатоком человеческой природы — большинство его советов касается наших эмоций и поведения, поэтому их с уверенностью можно назвать «вечными».
Ниже я приведу и прокомментирую лишь некоторые из них:
«Спекуляции — это тяжелый и изнурительный бизнес, и спекулянт должен быть на работе все время, иначе скоро он останется без работы».
Быть трейдером на полную ставку невероятно трудно — быть трейдером на неполный рабочий день невозможно.
«Еще один урок, который я рано усвоил, заключается в том, что на Уолл-стрит нет ничего нового. Да и не может быть, потому что спекуляция стара как мир. Что бы не происходило на фондовом рынке сегодня, уже случалось раньше и произойдет снова».