К настоящему моменту Дональд Трамп успел ввести пошлины на товары общей стоимостью в сотни миллиардов долларов, поставляемые из десятков стран. Однако от этих тарифов пострадали не только иностранные поставщики, но и огромное число американских компаний.
Все эти протекционистские меры очень полезны для американских производителей и стимулируют импортозамещение. Однако проблема в том, что многие компании в США крайне зависят от поставок китайских продуктов, компонентов и материалов.
Издание Reason опубликовало обширный (но далеко не полный) список из 202 американских компаний, которые пострадают (или уже пострадали) от тарифов Трампа:
Приведём здесь лишь некоторые, наиболее известные компании из этого списка:
Boeing: рыночная капитализация крупнейшего американского авиапроизводителя обвалилась, так как инвесторы опасаются, что тарифная война может заставить Китай перейти на закупку самолётов Airbus.
Caterpillar: из-за тарифов известный производитель сельхозтехники столкнулся с дополнительными расходами на $200 миллионов во второй половине 2018 года, что заставляет компанию повышать цены.
Coca-Cola: крупнейший в мире производитель напитков повышает цены на газировку и другие свои продукты, поскольку тарифы привели к росту стоимости металлических компонентов, которые используются на производстве.
Columbia Sportswear: производитель и продавец знаменитой марки одежды столкнулся с ростом стоимости манекенов.
Ford: известный автопроизводитель повышает свои расходы на $300 миллионов в этом году из-за вызванного тарифами роста цен на сталь и алюминий.
General Electric: машиностроительная мегакорпорация столкнулась с дополнительными расходами на $400 миллионов, из-за чего вынуждена была начать реорганизацию своих цепочек поставок.
General Motors: ещё один крупнейший американский автопроизводитель снизил прогнозы по прибыли и вынужден был начать сокращение рабочих мест в США из-за роста цен на сталь и алюминий.
Harley-Davidson: легендарный производитель мотоциклов снизил прогнозы по прибыли и объявил о переносе части производства за рубеж.
Polaris: известный производитель лодок, снегоходов, квадроциклов и прочих устройств для активного отдыха, вынужден был начать повышение цен, чтобы скомпенсировать дополнительные расходы на $40 миллионов из-за тарифов.
SunPower: калифорнийская компания, которая разрабатывает и производит солнечные элементы, вынуждена повысить расходы на $50 миллионов во второй воловине 2018 года 2018 из-за 30%-х тарифов на ввоз в США солнечных панелей, которые собираются в Китае. Эта сумма превышает весь исследовательский бюджет компании, поэтому она вынуждена начать сокращение сотрудников и инвестиций в сторонние проекты.
Whirlpool: крупный американский производитель и продавец бытовой техники столкнулся с увеличением расходов на материалы на сумму в $100 миллионов.
reason.com/archives/2018/09/14/tariff-victims
Этот список наглядно показывает, что разговоры о том, что тарифы якобы не бьют по американским компаниям, не соответствуют действительности. Отметим, что пока в списке в первую очередь те компании, по кому ударили самые первые введённые Трампом пошлины — на солнечные панели, алюминий и сталь.
Когда начнёт чувствоваться полномасштабный эффект от тарифов на сотни и тысячи товаров из КНР, составляющих половину китайского импорта в США, список список пострадавших и глубина их страданий заметно увеличатся.
Помимо собственно американских компаний, из-за торговой войны столкнулись с проблемами те зарубежные фирмы, которые имеют производственные площадки в США. В их числе автопроизводители BMW, Hyundai, Kia, Toyota и Volvo, а также производители бытовой техники Philips и Electrolux.
Важно понять, что за каждой пострадавшей компанией стоят инвесторы, владельцы, руководство и сотрудники. Торговая война Трампа генерирует новых политических врагов Трампа, и этот процесс будет идти всё интенсивнее. Если количество таких врагов превысит некую критическую отметку, то Трампу будет очень тяжело сохранить власть.