Конечно, помимо близости к клиентам, встаёт вопрос о гибкой тарифной политике и предоставлении бонусов. Так, например, на сегодняшний день, многие банки выпускают дебетовые карты абсолютно бесплатно и при этом начисляют процент на остаток, не взимают продолжительное время плату за обслуживание, а иногда ещё и предлагают программу лояльности (в частности такое предложение действует по пенсионной карте ПАО «БИНБАНК»). Предоставление услуг по привлекательным ценам для клиентов может снизить относительные показатели рентабельности, но увеличит её в абсолютном выражении за счет увеличения доли рынка.
Для постоянного обучения сотрудников новым продуктам при широкой географии нахождения филиальной сети, больше подойдут дистанционные каналы (в том числе, записанные семинары), хотя при первичном обучении можно рассмотреть центры при ПАО «ВТБ 24».
Естественно ваш банк стремиться быть в тренде по внедрению наиболее успешных схем бизнеса. Так как многие сотрудники вашего кредитного учреждения являются бывшими сотрудниками иных банков, в некоторых из которых наверняка были внедрены довольно интересные механизмы функционирования, возможно неплохим способом повышения эффективности будет заимствование системы поощрения рационализаторских предложений. Такой механизм я в своё время наблюдал, работая в ПАО «Сбербанк России». Любой сотрудник мог на портале разместить свои предложения по улучшению работы компании и, соответственно, получить поощрение (в случае одобрения и реализации предложений).
Данная система позитивной обратной связи действительно позволяла формировать командный дух (когда даже низовой специалист осознавал, что может улучшить работу в рамках всей компании). В совокупности с внедрением ДМС, ДПС, предоставлением услуг банка его сотрудникам на льготных условиях, заключением соглашений с рядом компаний (страховые компании, туристические операторы, медицинские и спортивные организации и т.д.) по предоставлению скидок сотрудникам и членам их семей такие мероприятий повышало удовлетворенность сотрудников банка, что не могло не сказаться на эффективности их работы.
Мне думается, что под понятием команды можно бы подразумевать также и клиентов ПАО «Почта Банк». Поясню на конкретном примере. В том же ПАО «Сбербанк России» был внутренний портал с тематическими вкладками (по сути, мини социальная сеть), где в том числе, можно было оставлять отзывы о туристических маршрутах, качестве бытовой техники, культурных мероприятиях. Многие знают людей, являющихся профессионалами своего дела, имеющих небольшой бизнес (от производства копченого мяса до резьбы по дереву и оказания ассенизаторских услуг) или желающих его открыть, но не обладающих достаточными средствами. Простая рекомендация сотрудника банка на аналогичном ресурсе своим коллегам и клиентам (при строгом отсутствии собственной заинтересованности) поможет развиться качественному и платежеспособному бизнесу (за счет привлечения новых клиентов, предоставления заемных средств), не говоря уже о повышении удовлетворенности сотрудников банка (получающих возможность приобрести качественные товары по приемлемым ценам). Тем более что с доставкой мелких партий не должно возникать трудностей благодаря непосредственной близости ФГУП «Почта России». Система стимулирования активного взаимодействия между клиентами может быть инициирована непосредственно ими самими (например, программы лояльности среди клиентов по отношению друг к другу), а также посредством ПАО «Почта Банк» (например, гарантии со сниженными ставками вознаграждения). Правда, для этого большинство клиентов должны обладать качественными характеристиками, чтобы каждый захотел бы с ними сотрудничать. Конечно же, данный момент вызывает сомнение в плане реализуемости, но, двигаясь в этом направлении, можно создать банк, о котором многие так долго мечтали.
Примечание
Когда в 2011-2013 гг., работая в ПАО «Банк ВТБ», я своим коллегам говорил о том, что после слияния с ПАО «Банк Москвы» произойдёт обратное воссоединение с ПАО «ВТБ 24», данный прогноз тогда показался слишком нереалистичным. Вполне допускаю, что по завершении процедуры становления ПАО «Почта Банк» (руководящий состав которого будет скорее всего укомплектован, в том числе, за счет управленцев ПАО «ВТБ 24», вынужденных покинуть банк до конца 2017 г. из-за присоединения к ПАО «Банк ВТБ»), будет полностью присоединен к группе ВТБ (выкуп доли ФГУП «Почта России» скорее всего будет обосновываться непрофильностью бизнеса и необходимостью привлечения средств на модернизацию почтового оператора).
Предложения стратегического характера ПАО «Почта Банк»
Рискну изложить некоторые предложения, которые (я на это очень надеюсь) могут дать существенный импульс совершенствования вашей финансовой структуры.
Если за базовый вариант развития событий рассматривать ситуацию снижения стоимости активов и ограничение возможности привлечения средств (о чем более подробно описано в файле «Фундаментальный взгляд на перспективы экономики»), то необходимо:
Основной блок предложений касается расширения продуктовой линейки.
Так, предоставление кредита на приобретение автомобиля автоматически расширит линейку видов страховых договоров за счёт КАСКО. Но даже и без предоставления кредитных средств автотранспорта и недвижимости вполне уместно было предложение клиентам банка более полного пакета страховых услуг (ОСАГО, накопительное и инвестиционное страхование жизни, страхование нежилой недвижимости и т.д.). Даже продаже лотерейных билетов в ассортименте специализированных компаний (а не в том, который представлен на сегодняшний день в отделениях ФГУП «Почта России») также будет неплохим вариантом.
Операции купли-продажи иностранной валюты обеспечили бы банку с самой большой филиальной сетью в стране весьма существенный доход. Правда, здесь желательно было бы устанавливать привлекательный спрэд, что возможно при активных операциях на валютной секции ММВБ (а отсюда недалеко и до предоставления брокерских услуг, хотя можно, в крайнем случае, работать по направлению оказания агентских услуг, в частности, например, продажа/погашение паёв, открытие/закрытие брокерских счетов ПАО «ВТБ 24»). Если говорить о наличных валютно-обменных операциях, то хотелось бы отразить два момента: расширение линейки валют (в первую очередь, за счет тенге, белорусского рубля, юаня на территориях повышенного спроса, например в приграничных областях); обеспечение наличия мелких купюр, хотя бы в периоды, предшествующие отпускным сезонам (неоднократно был свидетелем, когда люди ради приобретения наиболее ходовых купюр соглашались на более высокий курс обмена, так как далеко не в каждом кредитном учреждении они были в наличии).
Даже такая, казалось бы, мелочь как предложение своим клиентам редких выпусков монет и купюр (сразу вспоминается ажиотаж по поводу олимпийской серии) в качестве размена или подарка может повысить популярность банка.
Расширение география проникновения сети Internet, рост внутреннего туризма, увеличение расчетов безналичным путем на фоне закрытия офисов банками-конкурентами особенно в отдаленных местностях предоставляют возможности предоставления услуг эквайринга, обслуживания расчетных счетов, инкассации, реализации проектов по перечислению на карты заработной платы, корпоративного кредитования. С последним, конечно, есть очень много нюансов, но все они решаемы (установление небольшого лимита при первичном обращении, направление сотрудника головного офиса при прохождении эспресс-теста для проверки залогового имущества и ознакомления с предприятием непосредственно на месте и т.д.). Оказание услуг факторинга имеет весьма существенные перспективы, в том числе в связи с планами правительства по обеспечению обязательной доли закупок государственными и муниципальными предприятиями у субъектов малого и среднего бизнеса на уровне не менее 10%. Предложение по выдаче гарантий также наверняка найдет своего потребетеля.
Именно наличие широкой филиальной сети в сельскохозяйственных районах РФ даёт возможность конкурировать в кредитовании малого и микро бизнеса в сфере сельского хозяйства с АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк России».
Данная ниша обозначена по ряду причин:
1) Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны РФ (в том числе, субсидирование процентной ставки, капитальных вложений, приобретение сельскохозяйственных животных, поддержка создания бизнеса и т.д.) и Республики Беларусь (например, частично субсидируется процентная ставка по кредитам, полученным в российских банках и использованным на приобретение белорусской техники. При этом данная поддержка не лишает возможности получения субсидии по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, что при текущих процентных ставках практически обнуляет процентные издержки заемщика, правда с определенным временным лагом. К слову, ПАО «АК БАРС» подписал соответствующее соглашение с нашими соседями, что является обязательным условием участия в данной программе);
2) Общая поддержка представителей малого и среднего бизнеса со стороны РФ (в том числе, субсидирование процентной ставки, капитальных вложений, в том числе, через компенсации части авансового платежа и текущих платежей по договору лизинга и т.д.);
3) Возможность получения пассивов по льготным ставкам для кредитования малого и среднего бизнеса (источником средств может выступать «МСП Банк»).
4) Увеличение экспортной ориентации отечественных сельскохозяйственных производителей (главным образом, за счет зернового направления) позволяет им получать выручку частично в иностранной валюте, что на фоне волатильности курса рубля позволяет им получить достаточный поток наличности для обслуживания своих обязательств.
5) Прошедшая в 2016 г. сельскохозяйственная перепись позволит получить весьма актуальные и достоверные сведения о ситуации в сельском хозяйства, в том числе позволит обнаружить перспективные ниши (например, молочное козоводство).
6) В сельской местности иногда проще узнать о деловой репутации заёмщика в силу небольшого числа местных жителей.