Опустошение запасов вызвало паническую скупку палладия
Иссякший на складах палладий подскочил в цене на 25% за две недели, до 2539.14 доллара за унцию
Сокращение доступных запасов так необходимого автомобильной отрасли палладия привело к резкому росту цен на этот металл на 25% всего за две недели, ускорив четырехлетнее ралли и повысив ожидания дальнейшего роста, сообщили аналитики.
Долгосрочный дефицит предложения привел тому, что цены на металл, который используется главным образом в выхлопных системах двигателей автомобилей для ограничения вредных выбросов, удвоились за последний год.
Непосредственные потребности потребителей часто удовлетворяются на рынке кредитования, где держатели металла пускают свои запасы в работу с целью получения прибыли. Тем не менее, ставки, взимаемые за аренду палладия, резко выросли в последние недели, что указывает на снижение доступностиметалла.
На фьючерсном рынке цены на металл для краткосрочной поставки также резко превысили цены контрактов с более поздней датой поставки— ситуация, известная как бэквордация, которая также указывает на то, что покупатели опасаются перебоя поставок.
Спотовый палладий в пятницу превысил 2500 долларов за унцию. В пятницу металл подскочил на 10%, былдостигнут самый высокий уровень цены за всю историю 2539.14доллара за унцию. Металл после закрытия торгов в пятницу покажет лучшую неделю с 2001 года. Для сравнения, 500 долларов стоил металл в январе 2016 года. До начала этого ралли цены на палладий никогда не превышали 1100 долларов.
«Там (на складах) нет металла»
, — сказал трейдер в Лондоне. «Потребители накапливают запасы. Все это отправлено в Китай».
Южная Африка, которая производит две пятых добываемого в мире палладия, опубликовала в четверг данные, показывающие, что ее производство металлов платиновой группы, включая палладий, упало на 13.5% в ноябре по сравнению с тем же месяцем в 2018 году.
Что касается спроса, то стандарты выбросов, которые вступают в силу на автомобильном рынке номер один, в Китае, требуют на 30% больше палладия на транспортное средство, что более чем компенсирует недавнее снижение количества проданных автомобилей, сказал Купер из Standard Chartered.
Также помогло повысить цены и то, что Китай и США подписали в среду торговую сделку, которая может стимулировать экономический рост, а китайская автомобильная промышленность заявила, что продажи автомобилей замедлят спад.
Годы дефицита привели к сокращению видимых запасов палладия, при этом запасы биржевых фондов (ETF) составили чуть более 600 000 унций по сравнению с 2.5 млн унций в середине 2015 года, что устранило потенциальный источник поставок.
Даже когда цены выросли, спекулятивные инвесторы остаются в стороне, ограничивая свою способность подорвать ралли за счет фиксации прибыли.
Пузырь
Потенциальная угроза росту цен заключается в том, что автопроизводители начнут заменять палладий платиной, которая сейчас стоит около 1000 долларов за унцию, или горнодобывающие компании откроют новое производство.
«Для меня это похоже на пузырь», — сказал Фрич, прогнозируя, что к концу года цены вернутся примерно до 1500 долларов.
Тем не менее, многие по-прежнему делают ставку на дальнейший рост, по крайней мере, в следующем году или двух.
«Палладий будет только расти и расти», — сказал Фредерик Паниццутти из швейцарской компании MKS.
«Цены не будут расти вечно, и недавний скачок должен закончиться коррекцией, хотя фундаментальные факторы в виде нехватки металла не исчезнут в ближайшее время», —возражает Хохрейтер.
«Скромное восстановление в автомобильном секторе наряду с ужесточением правил выбросов должно оказать поддержку (палладию)», — заявили стратеги ANZ Даниэль Хайнс и Сони Кумари в своем отчете 17 января. Тем не менее, «возможно снижение цены на палладий после его впечатляющего роста в этом году».
Денежный дождь
Всплеск палладия стал благом для производителей в Южной Африке, на долю которых приходится около 38% мирового предложения. Индекс FTSE/JSE Africa Platinum Mining достиг самого высокого ровня с 2011 года, а акции крупнейшего производителя Sibanye Gold Ltd выросли почти в четыре раза за последние 12 месяцев. По словам стратега ABN Amro Bank NV Жоржет Боле, ограничения поставок в Южной Африке, где производители сталкиваются с нестабильной системой электроснабжения, были одним из главных факторов роста цен.
«Я не ожидала, что это произойдет, и в таких ситуациях очень сложно назвать пик, но когда цены начнут падать, распродажа будет очень жесткой»![]()
, — сказал Боле.
Дмитрий Полин, ProFinance.ru