Из-за кризиса, снижения цены на золото и внешних ограничений акции российских золотодобывающих компаний в этом году снижаются. Акции компании Полюс снизились с начала года на 46,5%, а акции Polymetal — на 74%. Рассмотрим, как изменился бизнес золотодобытчиков в 2022 году и как они будут развиваться в будущем.
Ранее золотодобывающие компании переплавляли золото в слитки на аффинажных заводах и продавали их банкам. Те, в свою очередь, реализовывали эти слитки за рубежом. До 2020 года производители также продавали золото Банку России, который накапливал драгметалл с 2014 года и был крупнейшим покупателем золота в мире. Но в 2020 регулятор перестал покупать золото из-за ограничений, вызванных пандемией.
Однако в 2022 году все изменилось: Лондонская ассоциация рынка драгметаллов (LBMA), которая ведет учет признанных в мире поставщиков золота, приостановила действие статуса Good Delivery («Надежная поставка») для российских аффинажных заводов.
Водород является одним из основных способов хранения энергии, полученной из возобновляемых источников: солнечной, ветряной или гидрогенерации. Он выделяет только воду при горении, а в ходе реакции выделяется очень большое количество энергии. Водород можно транспортировать на большие расстояния, применять в производстве стали и другой тяжелой промышленности, а также использовать в грузовых перевозках, судоходстве и авиации. Энергия в килограмме водорода эквивалентна энергии в 3,8 литрах дизельного топлива. Таким образом, водород можно использовать как в качестве «батарейки» для накопления и хранения энергии, так и в качестве ее непосредственного источника.
Однако самый распространенный элемент во вселенной не встречается на Земле в чистом виде. Здесь он существует только в виде соединений — в компании других химических элементов, таких как кислород, образующий воду, или углерод, образующий органические соединения.
Совет директоров Газпром нефти рекомендовал выплатить дивиденды в размере 69,73 рубля на одну акцию. Сумма выплаты оказалась значительно выше рыночных ожиданий. Компания не публиковала отчетность, что вызвало дополнительный интерес. В чем причина?
Сценария может быть два:
📌 Компания решила заплатить более 50% чистой прибыли по МСФО. Дивидендная политика компании предполагает выплату не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, поэтому такой сценарий возможен.
📌 Сильные результаты дочерних компаний позволили получить большие дивиденды. Газпром нефть имеет два совместных предприятия с компанией НОВАТЭК — это Арктикгаз и Нортгаз. Эти предприятия занимаются добычей и переработкой нефти, газа и газового конденсата. Мировые цены на эти ресурсы и продукты переработки находятся на высоких значениях, что может объяснять хорошие результаты этих компаний и большие дивиденды для Газпром нефти.
💡 Нельзя исключать и совмещение этих факторов. Получение больших дивидендов от дочерних предприятий в дополнении к росту основного бизнеса могло позволить Газпром нефти заработать большую чистую прибыль, что и привело к рекордным дивидендам за девять месяцев 2022 года.
Одним из главных макроэкономических показателей является уровень инфляции, но дополнительно центральные банки всех стран следят и за инфляционными ожиданиями населения.
📈 Этот показатель демонстрирует предположения граждан относительно роста цен в будущих периодах. В России он рассчитывается на основе ежемесячных опросов Фонда общественного мнения.
📝 Инфляционные ожидания населения влияют на поведение компаний, населения и Банка России. От этого показателя зависит склонность людей к сбережениям или наоборот — к потреблению. Идеальная ситуация — когда инфляционные ожидания населения сходятся с прогнозами центральных банков и бизнеса. Для этого Банк России регулярно отслеживает этот показатель и старается привести его в соответствие со своим прогнозами.
📒 По итогам августа инфляционные ожидания населения в России на год вперед выросли до 12%. Для сравнения: в июле было 10,8%, а в июне — 12,4%. Инфляционные ожидания населения на три года вперед немного выросли, но остались заметно ниже уровней начала 2022 года. То есть сейчас этот показатель достаточно сильно отличается от целевых показателей Банка России в 5–7% в 2023 году и 4% к 2024 году.
Компания Магнит сообщила, что рассматривает возможность запуска производства растительного мяса. В данный момент компания Эфко является основным поставщиком в сети компании: она поставляет пять позиций растительного мяса бренда Hi!, которые включают растительные котлеты, фарш, фрикадельки, наггетсы и пельмени. Их продажи ежемесячно растут на 7–10%.
🤔 Как у других?
В западных странах мясо на растительной основе достигло переломного момента с точки зрения его ментального восприятия потребителем и культурной значимости. Ожидается, что в ближайшие годы спрос на мясные продукты на растительной основе будет расти из-за растущей обеспокоенности потребителей по поводу здоровья, связанной с источниками белка животного происхождения, этических и экологических проблем.
🦠 Пандемия коронавируса COVID-19 также сыграла свою роль в принятии растительного мяса потребителями: на фоне перебоев поставок животного белка растительное мясо сыграло важную роль в восстановлении ресторанной индустрии.
В четверг стало известно, что США хотят снова возобновить рассмотрение законопроекта NOPEC в ответ на сокращение добычи ОПЕК+. История обсуждения законопроекта насчитывает уже много лет.
📃В чем суть законопроекта
Законопроект NOPEC — No Oil Producing and Exporting Cartels Act — дает американскому Минюсту полномочия подавать иски к участникам ОПЕК и их партнерам за нарушения антимонопольного законодательства и требовать многомиллиардных возмещений. Проект рассматривается уже несколько лет, но американские законодатели постоянно откладывают его одобрение, так как, по их мнению, он может привести к неожиданным последствиям.
Пока что неясно, каким именно образом Федеральный суд США может привести в исполнение судебные антимонопольные решения в отношении иностранных государств. Но несколько попыток принятия NOPEC на протяжении более чем двух десятилетий беспокоили фактического лидера ОПЕК+ — Саудовскую Аравию.
✏️Какие могут быть последствия
Президент США Джо Байден в интервью каналу CBS заявил, что пандемия коронавируса по факту окончена. «Пандемия окончена. У нас все еще есть проблема с COVID-19, мы все еще много работаем над этим <...> Если вы заметили, никто не носит масок, все, похоже, в хорошей форме», — сказал Байден.
На фоне этого заявления акции производителей вакцины от COVID-19 рухнули:
🔻 немецкая компания BioNTech, которая разработала вакцину совместно с американской Pfizer, — на 8,5%;
🔻 компания Moderna — на 7%;
🔻 Vaxart — на 7%;
🔻 Novavax — на 6,7%;
🔻 Pfizer — на 2,5%;
🔻 Johnson & Johnson — на 1,5%.
🦠 Сколько компании заработали на COVID-19?
Фармацевтические компании достаточно неплохо заработали на пандемии. В 2020 году выручка компании BioNTech составляла $494,9 млн. После начала продаж вакцины в 2021 году выручка компании выросла почти в 40 раз и достигла $19,47 млрд. Выручка партнера BioNTech — Pfizer — в 2021 году увеличилась почти вдвое по сравнению с 2020 годом. Она составила $81,3 млрд, $44 млрд из которых — от продаж вакцины. Доходы Moderna выросли с 2020 по 2021 год в 23 раза, а выручка Novavax подскочила с $475 млн до $1,1 млрд за тот же период.
Несмотря на энергокризис и острую повестку вокруг традиционной энергетики, зеленая — все еще в тренде. Так, с начала года продажи электромобилей в мире выросли на 75% к аналогичному периоду прошлого года.
💰Кто продает больше всех
Основную долю рынка ожидаемо занимает компания Tesla: с начала года по 31 июля она продала 616 456 автомобилей, что позволило ей занять 16%-ную долю рынка.
Вторую по величине долю занимает китайская компания BYD Auto: в этом году она продала 407 353 электрокаров и заняла 11%.
На третьем месте идет General Motors с 306 980 проданными единицами и долей рынка в 8%. Другими лидерами по доле рынка являются Volkswagen с 7%, Hyundai — 6%, Stellantis — 4% и др.
📈Есть ли куда расти
По данным (https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/electric-vehicle-market) консалтинговой компании Mordor Intelligence, глобальный рынок электромобилей с 2022 по 2027 год будет расти в среднем на 19% в год и за пять лет увеличится более чем в три раза до $1,3 трлн.
Что еще примечательно, Азиатско-Тихоокеанский регион является самым крупным и быстрорастущим рынком электрокаров в мире. Только в Китае в июле рост продаж этого вида транспорта составил 99% к прошлому году. Уровень проникновения электромобилей в Китае вырос до 18,9% по сравнению с 13,4% в 2021 году. По данным (https://www.meticulousresearch.com/product/asia-pacific-electric-vehicle-market-5236#:~:text=The%20Asia-Pacific%20Electric%20Vehicle,30.3%25%20during%20the%20forecast%20period) другого аналитического агентства Market Intelligence, рынок электрических авто только в Азии в 2028 году достигнет размера в $2,7 трлн, а темпы роста составят 32,6% в год.