МТС представил финансовые результаты за 3Q и 9М 2021 года.
Самая ожидаемая цифра — выручка.
И она выросла ровно на инфляцию: +8,4% к 3Q20, 138 млрд рублей за квартал.
За 9 месяцев рост таке 8% с 361 до 390 млрд рублей.
Собственно, всё остальное — детали. Данность такова, что все «экосистемы» пока не дают никакого эффекта, а телеком достиг своих максимумов развития и стагнирует.
Поэтому стереотип о том, что МТС — квазиоблигация, и не стереотип вовсе, а «научный факт».
Любопытен вот какой факт:
— себестоимость услуг за 9 месяцев выросла синхронно с выручкой с 90 до 97 млрд (+7%),
— а вот себестоимость товаров скакнула ажно на 21% с 42 до 51 млрд, в то время как выручка выросла только на 15%.
Из этого можно сделать целых два наблюдения:
1. Двигаться от продаже телефонов к продаже облаков всё-таки выгодно
2. Всё в России дорожает, кроме человеческого труда.
У МТС настолько предсказуемый отчёт о финансовых результатах, что я, в общем-то готов поспорить на точный прогноз по итогам года — нужно просто взять прошлогодние данные и умножить на 1,084 (подставить коэффициент годовой инфляции):
— Расходы на продажу и административные косты выросли за 9 месяцев с 63 до 68 млрд +8%
— Амортизация с 74 до 81 млрд +9%
— Налог на прибыль с 13,8 млрд до 15,4 млрд +10%
И только чистая прибыль решила выделиться: выросла за 9 месяцев с 48,8 до 50,5 млрд — всего +3%.
А за квартал, так вообще решила упасть с 18,9 до 16,7 млрд — на целых 13%.
Это вообще-то говоря откровенно ужасно для стабильного бизнеса!
Чистый долг, очищенный от влияния IFRS 16, растёт и уже пытается штурмовать отметку в 400 млрд. Пока остановился на 396, прибавив за год 32%.
Небольшое наблюдение: чем ярче компания рассказывает в релизах о своих OIBDA, EBITDA, и других творческих non-gaap показателях, тем хреновее у неё дела.
Кстати, почему я в основном пишу о показателях за 9 месяцев, а не за квартал: потому что просмотр квартальных данных — ад перфекциониста!
Зацените, очень «удобные»:
Сергей, Круто, спасибо. С их путанной тарифной сеткой, неработающей поддержкой которая только прожирает доходы, и ужасном качестве отношения к клиентам о чём говорят любые сайты отзывов — бизнес будет дальше только стагнировать. И не сможет развиваться. Это очевидно. А в USD похоже вообще большие потери с точки зрения инвестиций.
InvestingAsHobby, я бы не стал смешивать клиентский опыт и мышление инвестора. Да, конечно, от нашего эмпирического взаимодействия с компанией наше отношение сильно зависит. Но для трезвой оценки всё-таки желательно абстрагироваться =) Да и отзывы — плохое мерило. Это ведь как «ошибка выжившего», только в обратную сторону: если у Вас всё хорошо, Вы не будете писать отзыв. Поэтому их пишут исключительно те, у кого что-то пошло не так…
Стагнация тут в основном вызвана тем, что у всех в России уже по 2-3-4 си-карты, и абонентской базе расти некуда.
А наличие 4 крупных игроков и ФАСа над ними никак не позволяет поднимать цены выше инфляции.
Поэтому традиционным телекомам ни развиваться некуда, но и падать тоже не с чего. Стабильность!
Но в целом-то менеджмент адекватный: трезво оценивают ситуацию стараются внедрять экосистему, привязывая пользователей доп. услугами, реорганизуют компанию — хотят продать башни, выделить МВС (цифровой бизнес) в отдельную единицу, скоро выведут банк на IPO.
Поэтому компания добротная, просто сам бизнес таков, что «больше не продашь, все наелись».