Максим Назаров
МОСКВА, 26 мая (Рейтер) — Государство на законодательном уровне снизило для
нефтяных компаний РФ нормативы обязательных биржевых продаж нефтепродуктов и
закрыло внутренний рынок для импорта, тем самым развязав руки переработчикам в
деле укрепления цен и регулирования баланса спроса и предложения.
Пакетом антикризисных мер власти оказывают поддержку производителям
нефтепродуктов, обеспечивающим наполнение бюджета. Теперь НПЗ могут легально
сократить предложение топлива, что уже способствовало восстановлению цен после
апрельского провала, а также имеют защиту от заграничных
конкурентов, везущих дешевый свободный от демпфера продукт.
25 мая были опубликованы:
— Постановление правительства РФ (от 22.05.2020 № 732) о запрете до 1
октября ввоза на российскую территорию автобензина, дизтоплива, авиакеросина,
судового топлива и дизельных фракций —
;
— Постановление правительства РФ (от 22.05.2020 № 733) «Об утверждении
правил определения минимальной величины объема автобензина класса 5 и дизельного
топлива класса 5, произведенных и реализованных налогоплательщиком, имеющим
свидетельство переработчика нефтяного сырья, на биржевых торгах...» —
;
— Совместный приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго о
временном снижении вдвое требований по минимальным объёмам продаж нефтепродуктов
на бирже в период с 1 апреля по 30 июня 2020 года —
.
ИМПОРТ
Постановление правительства №732 о запрете импорта, как пояснило Минэнерго,
призвано не допустить затоваривания внутреннего топливного рынка в условиях
резкого снижения спроса на нефтепродукты.
«Неконтролируемый импорт моторного топлива нарушает баланс
топливообеспечения, может привести к закрытию ряда российских НПЗ», — указывает
Минэнерго в сообщении на своем сайте.
В результате обвала мировых котировок на нефть и нефтепродукты российские
НПЗ из-за особенностей налогообложения должны платить государству демпфирующую
надбавку, поэтому закладывают ее величину в стоимость топлива для внутренних
потребителей и удерживают цены на уровне, превышающем экспортную альтернативу на
12.000-14.000 рублей за тонну и более.
Источники в нефтяных компаниях говорят, что поставщики импортного топлива,
привлеченные высокой премией российского рынка, создают дополнительное
предложение на и без того затоваренном рынке.
Конкурируя с ними по цене, отечественные производители понесут большие
убытки, поскольку демпфер не получится удержать в стоимости топлива и придется
его платить из своего кармана, отмечают они.
Кроме того, потери понесет и государственный бюджет, поскольку на объем
импорта уменьшатся продажи российского продукта, с которого по демпферу казна
получает в последнее время десятки миллиардов рублей ежемесячно.
ОБРАТНЫЙ АКЦИЗ
Постановление правительства №733 установило на период с 1 апреля по 30 июня
сниженный норматив минимального объема реализации автобензина (5 экологического
класса) и дизтоплива (5 класса) для обладателей свидетельства о регистрации
лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.
Наличие данного свидетельства позволяет нефтяным компаниям получать от
государства субсидию в виде обратного акциза на переработанное сырье. Одним из
условий получения субсидии является записанное в Налоговом кодексе (п.8 статья
193) требование продавать на бирже выработанные бензин и дизтопливо в количестве
не менее установленного правительством.
Прежнее постановление правительства №1720 как раз определяло этот норматив -
10% от производства бензина и 5% — дизельного топлива.
Новое постановление требует продавать 10% автобензина и 6% дизтоплива, а в
период с 1 апреля до 30 июня 2020 года — соответственно 5% и 3%.
Таким образом, производители смогут уменьшить предложение на бирже в
условиях отсутствия спроса и не потерять за это государственную субсидию.
ПРИКАЗ МИНЭНЕРГО И ФАС
Совместный приказ ФАС и Минэнерго РФ о временном снижении вдвое требований
по минимальным объёмам продаж нефтепродуктов на бирже вносит изменения в
документ от 12 января 2015 года №3/15/3 «Об утверждении минимальной величины
продаваемых на бирже нефтепродуктов».
В соответствии с новой редакцией, для хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, установлены на период
с 1 апреля по 30 июня следующие минимальные объемы продаж на бирже,
рассчитываемые от объема производства:
* Автобензина — 5% вместо 10% в прежней редакции нормативного документа.
* Дизтоплива — 3% вместо 6%;
* Авиакеросина — 5% вместо 10%;
* Мазута — 1% вместо 2%;
* Сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд и автотранспорта — 2,5%
вместо 5%.
Нефтяные компании начали снижать продажи на бирже еще в апреле, получив
обещание регуляторов переписать норматив.
По словам источника в Минэнерго, цель измененного приказа — дать возможность
компаниям не нарушать норматив реализации при отсутствии спроса, который упал на
40%-50% в условиях карантинных ограничений.
Как отмечает источник в крупной нефтяной компании, документ ждали, но на
самом деле он нужен скорее для «подстраховки».
«Даже после снижения реализации мы продаем топлива сейчас больше старого
норматива — больше 10% от производства», — сказал он.
Источник добавил, что невыполнение совместного приказа грозит лишь тем, что
цены реализации ФАС может не признать рыночными, что было бы странно в условиях
тотального затоваривания и непрерывного снижения стоимости топлива.
Другой источник в отрасли считает, что большой необходимости в изменении
совместного приказа ФАС и Минэнерго не было, поскольку ВИНКи сократили
производство бензина на треть, и требуемый минимальный объем биржевых продаж
уменьшился пропорционально.
(редактор Людмила Зараменских)
((maxim.nazarov@thomsonreuters.com; +74957751242; Reuters Messaging:
maxim.nazarov.thomsonreuters.com@reuters.net))