Блог им. bondsreview
Не секрет, что в последние годы растет спрос на инвестиции на фоне повышения уровня финансовой грамотности. Причем людей интересуют не только привычные виды вложений – акции, облигации, недвижимость, но и более эксцентричные предметы инвестиций (брендовые вещи, авторские куклы, комиксы, Lego или видеоигры).
Мы же сегодня затронем вопрос инвестирования в самое эстетическое направление — предметы искусства. Как и в любой сфере, здесь важно разбираться в том, что ты приобретаешь как инвестицию, выдерживать определенную идею или направление в искусстве, делать ставку на качество.
В России рынок инвестиций в искусство пока сильно уступает топовым по объёму рынкам Америки, Китая и Британии, в чём есть не только минусы, но и свои плюсы в виде новых возможностей. Ведь те, кто уже сегодня интересуются данной темой, смогут в будущем стать лидером мнений, влиять на развитие отрасли. А сейчас имеют шанс отыскать достойный вариант для своей коллекции, который пока еще не успели открыть другие в силу неразвитости индустрии.
Интерес инвестирования в искусство состоит в том, что оно не подвержено инфляции, влиянию ключевой ставки, менее волатильно, чем акции, и в некоторые периоды времени имеет более высокую доходность, чем рисковые инструменты, плюс позволяет диверсифицировать свой портфель.
Как и у любой формы инвестиций, здесь есть свои особенности и риски, такие как сложность в определении стоимости, из-за чего возможно занижение или, наоборот, переоценка. Оборачиваемость картин, например, заметно уступает более консервативным инструментам, а спрос на них может меняться со временем в зависимости от стиля. Картина может сильно потерять в цене даже при элементарном несоблюдении условий ее хранения или транспортировки. Кроме того, существует риск покупки неликвидного предмета искусства. Сейчас в тренде цифровое искусство NFT, завтра — что-то иное. Конечно же, это не касается громких имён творцов, оставивших свой след в истории.
Что касается доходности, то она сравнима с традиционными активами, и коррелирует с ними в периоды серьёзных потрясений. Так, наибольшая доходность наблюдалась в 1950 — 1999 гг. — 13,3 %.
Стоимость картин может начинаться от 5.000 рублей и достигать нескольких десятков миллионов долларов. В 2012 году на лондонском аукционе торгового дома Sotheby's картина «Вид Константинополя и Босфора» Айвазовского была реализована за 5,2 млн долларов. Имея профессиональные навыки эстетической оценки или авторитет специалиста, влияющего на формирование мнений ценителей искусства, можно найти бриллиант и среди современных художников. Так, картина ныне живущего Дэвида Хокни «Всплеск» была продана почти за $30 млн.
Прошедшая недавно в Москве масштабная выставка Art Russia 2024, поддерживающая движение современных художников, продемонстрировала заинтересованность российских коллекционеров к произведениям искусства нашего времени, «пронизанных духом свободы, отсутствием шаблонности и отступлением от академических канонов».
Кстати, партнёром ярмарки выступила Группа Arenadata, ведущий разработчик ПО на рынке управления и обработки данных. Ребята представили свой стенд, запустили счетчик данных и каждый день создавали новые цифровые композиции.
К слову, об этой IT-компании мы уже слышали, и уже очень ждём на публичном рынке!
И всё же мы пока сохраняем приверженность классическим инвест-стратегиям. Расскажите, а вы уже дозрели до ART-инвестиций?
«Искусство» — это слоновьим говном изобразить хз что и продать, потому что БЛМ сейчас в моде? Или вонючую постель с использованными презервативами, потому что феминизм в моде? Или банан, прилепленный скотчем к стене? Что искусством-то называешь?
В старых мастеров вкладываться нужны сотни миллионов долларов. Во всяких гогенов-вангогов-кандинских-уорхоллов — десятки миллионов. В тех, кто еще живы, но уже достаточно на слуху, чтоб я о них знал — миллионы. Если совсем ноунэймы, но хотя бы аукционы, арт-ярмарки, коллекции известные — там десятки тысяч долларов.
А ты о каком именно «искусстве» речь ведешь? Я наскребу свободных долларов полторы-две тысячи. Есть идеи?
Дюша Метелкин, :)
перфоманс — это что-то типа за яйца себя приколотить к брусчатке? Или это уже инсталляция? А кто кому платит? 2.71бем друг дружку, а деньги в кружку :)?
Разблокировалось воспоминание. Сам не видел, но верю, потому что людям врать незачем было. Рассказывали, что у нас в городе какой-то художник устроил себе выставку. На нее, естественно, никто не шел. Но он как часть выставки, разделся догола, надел ошейник, встал на четвереньки и возле входа на прохожих лаял. Типа, перфоманс. Я тогда людей спросил, а как у него картины-то, хорошие, вам понравились? Они переспросили: «Картины?»
советское и русское искусство это местная тема, там наши никому не нужны. рыночек уже порешил. Все х/салоны переполнены
Искусство хорошо когда доставляет эстетическое удовольствие каждый раз как входишь в комнату.
А созерцание чьих то художественных потуг, замешанных на неврозах едва ли кого порадует.
Брюллова или Семирадского можно часами созерцать, а Уорхолла или Серрано? Или эту, как её, которая с «Моей кроватью» вылезла?