Блог им. autotrade
Правда, пока концепции хаба у российской и турецкой сторон, похоже, не вполне совпадают, отметил эксперт Финансового университета Игорь Юшков: «Со стороны Турции есть очень много разнообразных заявлений по поводу газового хаба, но мы видим, что, на самом деле, идут два параллельных процесса. С одной стороны, продолжается какое-то публичное обсуждение создания некоего центра, торговой площадки газом и прочее. А с другой — реальный процесс. И вот здесь мы видим, что Турция уже стала определенным хабом и посредником при продаже.
Может ли Турция начать поставки СПГ в ЕвропуТак, например, Болгария, которая еще в 2022 году отказалась приобретать российский газ из-за нежелания переходить на рублевые расчеты, его покупает, но через посредников, и в том числе через турецких трейдеров. Точно так же последние перепродают газ из РФ в Румынию, например, в Молдавию и вообще по всему Балканскому региону. Так что в этом плане Турция уже стала посредником, это уже определенный хаб.
Вместе с тем, если Россия считала, что Анкара должна создать площадку, где будут встречаться «Газпром» и европейские, прежде всего, клиенты, прописать правила игры и стать просто транзитером, то в Турции на это явно смотрят по-другому.
Они считают, что концерн должен дать им определенные гарантии заработка, то есть обязательно чтобы сделки проходили при посредничестве республики. «Газпром» должен продавать турецким трейдерам, а те перепродавать уже европейцам и при этом получать прибыль. То есть, по сути, должна быть в подобных контрактах зафиксирована формула «рыночная цена минус». Таким образом Россия всегда должны продавать со скидкой, чтобы у турецких посредников была гарантированная прибыль. Вот примерно такие позиции у сторон, если грубо их обрисовывать. И как их приблизить друг к другу, непонятно».
«Газпром» может остаться без крупнейшего контракта в ЕССкорее всего, газовый хаб в Турции в виде биржевой площадки по продаже топлива из различных источников через год-два будет создан и заработает так, как предполагалось изначально, считает независимый эксперт Дмитрий Лютягин: «При том спросе на углеводородное сырье, который Европа генерирует как мегапотребитель, в частности, регион потребляет более 700 млрд кубов газа, этот турецкий маршрут уникален еще тем, что объединяет близость нескольких сырьевых баз. Поэтому идея сделать газовый хаб именно в республике, вполне жизнеспособная и, наверное, даже стратегически правильная.
Я считаю, что сам по себе этот обсуждаемый и развиваемый проект даже органически, грубо говоря, будет развиваться и, скорее всего, выстроится. Сейчас Турция пока в большей степени представляет из себя некоего посредника, нежели организатора открытого газового рынка. И это связано с желанием или возможностью Анкары в моменте, грубо говоря, подзаработать на определенных перепродажах газа, особенно, если мы говорим про российское топливо.
Но, в целом, с точки зрения долгосрочного планирования, полагаю, что этот газовый хаб заработает именно так, как он планировался, чтобы там проходили и биржевые торги, и было организовано определенное хранение газа плюс заведение и доразвитие инфраструктуры из других сырьевых баз Средней Азии, североафриканских стран.
По срокам в полном объеме вряд ли это станет возможным к концу 2024-го. Скорее всего, это будет развиваться органически, постепенно станут подключаться именно те участники, которые уже к этому готовы, например, российская сторона. В принципе, частично это может случиться и в 2024-м, но я бы, наверное, рассматривал все-таки горизонты 2025 года».
Власти Турции считают, что страна в случае создания газового хаба и надлежащих инвестициях в инфраструктуру сможет увеличить объемы импорта природного топлива с нынешних 50 млрд до 70-80 млрд кубометров. Впервые о турецком газовом хабе заговорили в октябре 2022 года. Тогда через две недели после взрывов на подводных газопроводах «Северный поток» и «Северный поток-2» Владимир Путин предложил перенаправить утраченный объем поставок российского природного топлива в регион Черного моря.