Блог им. VyacheslavRyumin
Я стратегический партнер Яндекса. В 2022-м открыл свой таксопарк в Сочи, у нас 40 машин для тарифа комфорт, из них 11 электрокаров и виртуальный парк (подключашка) на 300 водителей. Я слышал, что бизнес в сфере такси — прибыльное дело и мне захотелось рассказать, как здесь обстоят дела на самом деле.
Оговорюсь, что я не испытываю лютой ненависти к корпорации Яндекс. Все‑таки не жадный монополист подмял рынок. Яндекс сделал удобное приложение, и сами пользователи подмялись под него, а вслед за ними водители и таксопарки. Но есть нюансы.
Я закончил службу, объединился с друзьями, мы купили первые машины и открыли таксопарк.
В такси можно заработать 4-мя способами:
Сесть за баранку.
Купить машину, например, в лизинг и сдавать водителям в аренду.
Стать партнером Яндекса и подключать через себя водителей к Яндекс.Такси. В народе это называется подключашка.
Брать водителей на зарплату.
2 и 3 — мой вариант.
Мы выбрали схему сдавать машины в аренду водителям и открыть виртуальный парк. Теперь я стратегический партнер Яндекса.
Автор разглашает все цифры исключительно в научно‑популярных целях, а «серые» схемы дает, чтобы помочь разработчикам найти уязвимые места приложения.
Юристам корпорации Яндекс
Основной заработок подключашки — комиссия с водителя. Водители отдают процент заработка, а взамен получают помощь в подключении к системе Яндекс.Такси, моментальный вывод денег, помощь в спорных вопросах и пр. По данным рекламных буклетов комиссия может составлять 3–5%.
А как на самом деле?Начинаешь ты свой бизнес с кассового разрыва: водителям надо платить сразу, а деньги от Яндекса получаешь позже.
Сначала я брал 3%, но на рынке много тех, кто максимально сбивает комиссию. Такой директор в трусах сидит у себя на кухне и публикуют объявы на Авито. Для них лишние 10 000 заработка уже деньги.
В итоге ты вынужден до упора сбивать комиссию, брать водителей с негативными отзывами от других таксопарков, заправлять водителей в долг, а потом бегать за ними.
Кто-то из стратегических партнеров Яндекса вам даже доплатит, чтобы вы устроились к ним.Сейчас у меня порядка 300 водителей, но на комиссии в хорошие месяцы у меня выходит около 300 000 рублей в месяц. Часть водителей то приходят в такси, то уходят, постоянно бегают между таксопарками, ездят не только на Яндексе, левачат.
Некоторые водители могут выполнять по 600–900 поездок, другой выходит на 2 часа на линию, а потом месяц отдыхает.
Например, водитель М., оценка 5, работает на экономе в г. Сочи, лично знаю этого парня, выполнил с 1 по 31 декабря 847 поездок, проведя на линии 283 часа.
На двоих с партнером из этого оборота остается, дай Бог, 30–50к прибыли. Прибыль съедает аренда офиса, зп сотрудникам, налоги, бухгалтер, оплата сервисов по моментальному выводу и списанию штрафов с водителей, привлечение водителей.
Раньше, чтобы работать напрямую с Яндексом, требовалось ИП. А так как большинство людей в такси временно, то это был довод в пользу работы через подключашки.
Так‑то у меня свой бизнес, просто пока черная полоса и в такси перебиться нужно.
Случайный водитель
С 2023 г. водитель может пойти самозанятым в Яндекс, минуя таксопарк. Это снижает заработок подключашек, часть водителей сразу стали работать сами. Все больше и больше к нам идут алиментщики и банкроты, для них важно получать деньги на чужие карты и прокредитоваться у таксопарка.
Вывод: на словах ты стратегический партнер Яндекса, а на деле подключашка. Маржинальность такого «партнерства» падает, конкуренты готовы работать за еду, таксисты могут обойтись без нас.
Киа Оптима в 2019 г. стоила 900к, Шкода Октавия — 650к. За 1 050к получали максимальную комплектацию. Сдаешь эти машины по 2 800 в день по тарифу комфорт и за год полностью окупаешь.
Шкода октавия 2019 года. С 2019 до 2024 ты отбивал эту машину 5 раз.Я взял exceed за 3,5 мульта, платеж лизингу — 90к, то есть, чтобы платить лизинг, мне надо сдавать такую машину хотя бы за 3 500 в день. Но так как на рынке полно ребят, которые сдают Киа и Шкоду за 2 800, а то и меньше, на твои Exceed за 3 500 не то чтобы очередь, поэтому тоже постоянно сбиваю цену, чтобы не было простоев.
Плюсом тебе нужно: менять резину — 50к каждые 5 месяцев, оплачивать штрафы, когда водители сбегают, оплачивать страховку, проводить ТО, менять масло, фильтры и пр.
В итоге китаец окупается от 3-х лет, но за 3 года в такси машина убивается в хлам. Дай Бог если за 3 года ты вернешь себе НДС, расплатишься с лизингом и продашь ее за 1,2 млн. То есть ты 3 года переживал, сдавал машину, контролировал, содержал инфраструктуру, а принесло тебе это при лучшем раскладе процентов 30 от цены машины. Это если тебе не повезет и какой‑нибудь дебил не растащит ее по стенке.
Китаец exceed. За 3 года в такси превращается в тыкву.Еще надо не забывать, что вывести лизинговую машину на линию стоит около 100к (осаго такси, оклейка, шашка, постановка на учет, подача на лицензию).
Отдельное счастье — китайские запчасти. Их нет даже на российского китайца. Ушлые спекулянты гоняют в Китай, везут запчасти в баулах. Крыло из фольги за 3–4к в себестоимости в России может стоить от 20 до 50к, а оно из фольги. А еще попробуйте найти нужные запчасти. На европейские машины ты открываешь е‑каталог, вводишь vin‑номер запчасти и видишь на красивой визуализации свою запчасть.
Европейцы не добавляют китайцев в свой е-каталог, чтобы не конкурировать, а в китайском каталоге черт ногу сломит.Поэтому самый простой и эффективный способ закупиться запчастями сегодня выглядит так:
Взять билет в Китай, показать через переводчик название запчасти, прийти туда, куда тебе укажет первый китаец, и там купить.
Часть наших машин — электрокары. Evolute, якобы адаптированные под российский рынок, регулярно стоят в простое. Купили новые машины, а ведут они себя уже как ведра изношенные. Перезагружай, не перезагружай — бесполезно. Электрички зависают, не могут сняться с ручника, и в моменте превращаются в кирпич. Из плюсов в 1,5 раза меньше расход на топливо. Запас хода 300–350 км.
Вывод: долго, дорого, рискованно.
Подключашка не является таксомоторным парком, она по документам интернет‑сервис, который «лишь информирует водителя о наличии заказа клиентов сервиса Яндекс.Такси»
Считайте, IT-компанияНо на практике это не избавляет тебя от всех рисков.
Я начал разбираться, посмотрел номер заказа, но там было не указано доп. опции крепления для лыж. Я спросил водителя.
Садится данный пассажир, я говорю:
— Вы не отметили лыжи, не смогу привязать сноуборд.
— Можно я сам привяжу его на крышу?
— Ладно привязывай, но это будет твоя проблема. Если упадет, ко мне претензий не имей.
Сноуборд и крепления по закону подлости выпали, а сзади идущая машина его переехала. В итоге пассажир водителю предъявить не мог и решил на лоха предъявить это мне. Я объяснил ему, что, так как он не указал опцию перевозка лыж, он взял это на свой страх и риск. Пассажир пропал.
Случаи с детьми тоже приходят к таксопаркам. Водитель берет ребенка без детского кресла, в заказе детское кресло не указано. Когда водитель взял этот заказ, ребенок не в безопасности. Дальше банально водитель едет по главной дороге и на него какой‑нибудь черт вылезает с прилегающей, таранит, машина переворачивается. Ребенок страдает, ломает руки ноги и, дай Бог, остается жив. Кто виноват? Виноват водитель, который взял этого ребенка. Водитель сядет в тюрьму, заплатит компенсацию ребенку, в добавку может сесть руководство таксопарка, потому что не предупредило водителя. Мы прописываем в агентском договоре, что в этих случаях виноват водитель, но в описанной ситуации это, конечно, не спасет.
В такси ты вроде сам себе хозяин: сам строишь график, сам ведешь доходы/расходы, но твой график должен быть очень жестким, если ты вдруг решил заработать.
В моем парке среднемаксимальный накат в городе Сочи в сезон — 16 000 рублей грязными деньгами в день. Примерно за 12 часов. Дальше Яндекс забирает комиссию. В Сочи она составляет:
Комфорт+ и Бизнес = 25%
Комфорт, эконом и детский = 20%
На дальние поездки комиссия на пару процентов ниже.
В среднем это 4к в день.
Водитель моментально через подключашку выводит эти деньги себе на карту за вычетом комиссии банка. 12 000–1,5% = 11 820. Машины на газу в Сочи редкость, у нас все на бензине. Средний расход за смену 3000 руб
Например, Kaiyi E5 эконом по Сочи без кондера расход 14л на 100 км. с кондером 16л на 100 км
Итого, 11 820– 3000 = 8 820 ₽ А потом:
Мойка — 500
Аренда машины — 3 500
Комиссия подключашки около 500
В итоге у водителя остается 3 990. То есть, в среднем, 4к в смену. Если пахать как лошадь в графике 6/1 по 12 часов и жить в не самом дешевом городе Сочи можно получить 96к в месяц. Из этой суммы водителю надо будет вычесть штрафы, а в случае ДТП водитель может на месяц остаться без заработка.
В Сочи много гор, Яндекс не понимает когда подача в гору и не доплачивает за это. В Москве можно заработать больше, там меньше холостых пробегов, жирнее заказы, но надо знать все камеры, иначе ты заработаешь 20к, а отдашь 30 за камеры. В Сочи с камерами все получше.
Итого, если думаете что приедете в Сочи и в такси заработаете и отдохнете — забудьте. Даже в сезон.
Бонусом по документам таксопарк‑подключашка интернет‑сервис, следовательно вся ответственность лежит на водителе.
Скрин из договора-оферты моей подключашки с Яндекс.такси.Скрин из договора-оферты моей подключашки с Яндекс.такси.Так как железные таксопарки, подключашки и сам Яндекс стремятся заработать на работе таксиста, таксисты в свою очередь стараются кинуть и первых и вторых и третьих. Яндекс отвечает снижением активности, рейтинга и блокировкой водителей.
Приехал из Бишкека на заработки, получает халявные промокоды Яндекс.такси
Фотошопишь грязь. Скидываешь в поддержку испачканный салон. Мороженое и рвота подойдут.
Едешь потусить к другу, а в поддержку пишешь что ездил вернуть забытую вещь клиенту. Яндекс бьется за репутацию и поощряет такое поведение. — Говоришь, что клиент не заплатил наличными
Если не злоупотреблять 6–12 часов гоняешь без комиссии.
Приехал в Сочи на заработки из Пскова, знает, зачем нужно временное брендирование
Приоритет оклеенной машины получать хочется, но пачкать машину цветами корпорации, которую мы любя называем «Яшка», не хочется.
На помощь приходят кулибины с Авито, которые за 500 р. помогают пройти фотоконтроль.15 лет в такси, выберет лучшие заказы
Опытный бомбила знает, что лучше за 5к проехать 100 км, чем за 10к ‑– 400 км.
Чтобы избавиться от невыгодных заказов использую 2 самых популярных метода:
Самолет. Во время невыгодного заказа врубаешь режим самолета, ждешь пока оповещение о заказе кончится и заказ отменяется, так как водитель как бы не на связи.
Динамо. Я лучше посижу в машине, чем за 100р. постою в пробке. Поэтому едешь к клиенту, но не доезжаешь до зоны платного ожидания. Не берешь трубки от клиента. Дальше, либо сам клиент отменяет заказ, либо когда время подходит к платному ожиданию отменяешь заказ сам, например, с формулировкой: клиент был с ребенком, но не указал детское кресло. Никто в Яндексе не будет узнавать, как вы это поняли, если не приехали вплотную к клиенту.
Увлекается компьютерными играми, знает как использовать интернет
Раньше таксисты стояли в очереди в аэропортах и на вокзалах, сегодня это можно сделать виртуально. Серые программеры в интернете продают левые таксометры, которые умеют подменять геоданные владельца. Можно виртуально становится возле казино, чтобы перебить заказ. Пить кофе дома, а в это время стоять в очереди в аэропорту, виртуально прокатываясь по территории.
Заблокирован Яндексом за плохое поведение, ищет варианты
Если тебя заблокировали, еще не все потеряно, я слышал есть такие варианты:
Подружка друга. Утром ты пьешь кофе с подружкой, она проходит фотоконтроль и ты идешь работать под ее аккаунтом. Но может прийти доп. подтверждение, например, пассажир указал, что вез его не тот водитель.
Связи с программистами. Твою историю чистят, а аккаунт восстанавливают. Моему знакомому это вышло в 50к.
Яндекс соблюдает закон. Если человек просит удалить профиль, Яндекс, по закону о персональных данных, должен это сделать, человек заходит на другой парк и блок снимается.
Не упомянул еще 2 варианта работы в такси: чичиком и в найме.
Казалось бы если Яндекс подчинил все таксопарки, то уж такое явление, как таксисты на вокзалах втридорога, должно было бы умереть точно. Но Сочинские таксисты, которых у нас называют «чичики» все еще есть
Они по прежнему стоят на вокзалах и аэропортах, сначала называют цену 200 руб., а по приезду трясут 500 руб. Название появилось благодаря Гоголю.Чичики забалтывают пассажира, идут с баулами за территорию аэропорта, так как на территории аэропорта парковаться нельзя. Я не был при вербовке пассажира, но они все еще умудряются возить из аэропорта Сочи до Краснодара на минивэне за 50к, когда можно вызвать яндекс и уехать в 2 раза дешевле. Зачем и как — неизвестно, но они великие комбинаторы.
В Сочи есть таксопарки, которые все еще пытаются организовать водителей на зарплаты. На 10 водителей у них 2 оператора. Оператор следит куда поехал, левачит или нет и выписывает штрафы.
Ушел с линии — штраф 500р
Пошел прогуливаться не в обеденный перерыв – штраф
ПДД нарушил не 250, а 500 штраф
Итого, во всей этой цепочке бизнесом занимается только Яндекс. Яндекс использовал подключашек, как используют франчайзи, чтобы быстро вырасти, теперь он в нас не нуждается. Я — агент, примерно, как страховой, имеющий с ООО «Яндекс.Такси» действующий агентский договор на оказание услуг по продвижению Яндекс.Такси. Я — прокладка между водителем и корпорацией. Беру на себя геморрой по привлечению водителей за маленький процент, а иногда и делю с водителем ответственность.
Водители бегают по подключашкам и таксопаркам — Яндекс все равно в плюсе, мы помогаем посадить водителей на Яндекс, но настоящую прибыль с этого получает корпорация, мы немного доедаем, пока не обанкротимся.
Динамика выручки ООО “Яндекс.такси” по данным 2022 годаМне все происходящее напоминает сетевой маркетинг, где все выставляют как будто ты бизнесмен: свобода, жизнь без начальника. А по факту ты просто работник, но без больничных и отпусков, с большими рисками и низким доходом. При этом на тебе самый тяжелый участок работы, где ты и продавец и маркетолог компании. Основная конкуренция между подключашками в проценте и в возможности кредитования водителя, что приводит к тому, что подключашки вынуждены кредитовать водителей, а потом выбивать долги.
Водитель слушает те же самые сказки про «работу на себя», но по факту чтобы достойно зарабатывать должен вкалывать без больничных и отпускных, слушать хамство, и убирать грязь за пассажирами. Потому что Яндекс для них не работодатель, а сервисопредоставлятель.
Конечно, наверное, найдутся ошибки выжившего, которые придут и расскажут, что «все совсем не так» и «мы гребем деньги лопатой», но в 90% случаев, ребят, все так.ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «Упал‑поднялся» на основе интервью с основателем таксопарка. Герой остался инкогнито. За помощь в организации интервью спасибо Кодолову Николаю — Председателю Профсоюза Такси «ДОБРО».
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.
Вы прочитаете: как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как правильно склеить картон, чтобы продать его на маркетплейсах на 50 млн в год, как фермер потратил 250 млн в деревне, почему умирает производство пельменей в провинции, почему таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн и другие истории.
не собственная видителя и ее имеют в хвост и гриву.
Какой у них риск?
_xXx_, этот хмырь к реальному сектору относится примерно как риелтор.
То что Яндекс разрешил подключаться водителям напрямую через самозанятость это благо для реального сектора(ака водил), так как они не будут отдавать процент перекупу(ака петуху из поста)
Очень надеюсь, что в конце месяца он не разбился к чертям от усталости, вместе с пассажирами.
Где вы видели такое в коммерческих перевозках? Только крупные перевозчики и госструктуры имеют автопарки и соответствуют этим условиям. Таксисты, газелисты и другая мелкотня все 100% подделывают путевые листы.
Закон суров, но обтекаем
У меня все.
Чего далеко ходить — вон в Питере месяца не прошло как водитель автобус утопил, вместе с пассажирами. Скорее всего переработался, уже башка не соображала
Вот источники, которые говорят о проблемах с безопасностью:
www.gazeta.ru/business/2020/06/11/13115107.shtml
Вот те, кто говорит обратное.
iz.ru/export/google/amp/1533132
www.forbes.ru/tekhnologii/489693-s-saseckami-nagolo-andeks-taksi-opublikoval-politiku-bezopasnosti-poezdok
Возможно, в 2020 года ситуация улучшилась. Но, возможно, страховщики и Яндекс штрафуют таксистов за ДТП, а потому те оформляются на физ. лицо, улучшая статистику такси.
Давайте за бугор залезем и посмотрим — www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK384974/
> A related study of the same data by the same two researchers (Jones and Stein, 1989), found that driving in excess of 8 hours compared with driving 2 hours or less resulted in a 1.8 times higher risk of a crash.
Напомню, что профессионал работает не менее 8, а скорее 12 часов, иначе денег не заработать.
> мне лень всё это читать, много букв.
Тогда откуда вы знаете, что такси безопаснее? Все что я вижу это утверждения Яндекса и других служб такси.
> Чтобы убиться в городе нужно стечение многих обстоятельств, которое случается редко
Это не имеет значения в контексте текущего обсуждения.
> А если водитель, не спавши, разобьёт собственную машину — так это его проблемы
А еще проблема получившего инвалидность пассажира.
averbin,
Это государственная статистика, не имеющая отношения к Яндексу. Речь не о такси именно, а вообще о всех перевозках.
Как это не имеет? Вся ваша аргументация строится на том, что: «Ага, вот вы сейчас сэкономите, а потом таксист, не спящий ночами, вас угробит вместе с собой».
Это про 1 из 10 аварий в городе. И то если брать серьёзные случаи, а не «тукнулись бамперами». В этом плане вам стоило бы лучше беспокоиться о безопасности пешеходов.>Это государственная статистика, не имеющая отношения к Яндексу
Где ее можно найти?
>Как это не имеет? Вся ваша аргументация строится на том, …
>Это про 1 из 10 аварий в городе.
Все это не имеет значения. Имеет значение только то, увеличивают ли бизнес-практики Яндекс такси вероятность попасть в ДТП.
Напоминаю:
>A related study …, found that driving in excess of 8 hours compared with driving 2 hours or less resulted in a 1.8 times higher risk of a crash.
Также обращаю ваше внимание на анекдотические данные о том, что таксисты Яндекса пашут по 12 и более часов. А также расчеты показывающие, что работая меньше, там просто не заработать достаточно денег для себя и семьи.
То есть бизнес-практики Яндекс такси приводят к тому, что люди катают по 12+ часов, а мы знаем, что это увеличивает аварийность.
Рыночек порешал, но в ваших ли интересах экономия, если вы также увеличиваете аварийность? Может быть даже так, что повышенная аварийность в сумме дороже для общества.
У приятеля арендатор — подключашка+ несколько десятков своих коней. Как к нему приезжаю, так постоянно вижу всё новые и новые битые машины. Есть два узбека, которые на месте подшаманивают, красят из баллончика и снова на линию.
>Начинаешь ты свой бизнес с кассового разрыва: водителям надо платить >сразу, а деньги от Яндекса получаешь позже.
Первое что вызывало вопросы. Получается в бизнес пришел без капитала, а просто так «я ж не лох на дядю работать, а бизнесмен».
С остальным- таксапарков работающих с яндексом куча. Они работают. и даже в прибыль. Пример пишущего больше на тему «нешмогла я не шмогла». бывает.
Московские пацаны всегда действуют более жестко и денег хочут намного больше, чем «местная братва».
Так, в нашем областном городке тоже все было тихо, спокойно и соответствовало среднему доходу. Даже были 5 разных «такси» с разным таксопарком, качеством обслуживания и ценами (выбирай сам).
3-4 года назад внезапно появился Яндекс-такси с расценками в 2-3 раза больше, чем было ...
И все знакомые таксисты сразу замкнулись ...
Только пенсы сказали, что всех «местных» скупили «москвичи»…
Кстати странно слышать про октавию в 2019 за 650 и дешевле оптимы. Особенно если учесть что мой друг купил в районе 2015 с обычным атмосферником на автомате не самый топ за 1100.
А Яндекс — шляпа. Тут автор прав, как владелец IT бизнеса, который уходит с Яндекса, подтверждаю (наш чек в Яндекс.облако — от полутора до двух миллионов рублей в месяц без скидок).