Блог им. Dolgosrok

Возвращаясь к теме растущего госдолга... 14.06.2024

Возвращаясь к теме растущего госдолга...

Предыдущий пост доступен по ссылке.

С начала года Минфин разместил ОФЗ на 1 251 млрд руб. по номиналу и привлек 1 094 млрд руб. в деньгах. За этот же период было погашено облигаций на 697 млрд руб. Т.е. чистое приращение госдолга за первые 5 месяцев 2024 года составило 554 млрд руб.

Майские аукционы прошли для Минфина слабо на фоне сильного роста доходностей и низкого спроса на офз — размещено всего на 104 млрд руб. Последние 2 аукциона вовсе были отменены по причине высокой волатильности на рынке. По плану в июне ещё 2 аукциона, но с высокой вероятностью они либо будут неудачными, либо отменены. 

Согласно плану в этом году ожидалось размещение ОФЗ на 4 трлн руб. Очевидно, что выполнен он уже не будет (необходимо размещать ОФЗ на сумму около 110-120 млрд руб. по номиналу за аукцион). Да и Министр финансов А. Силуанов недавно сказал, что план по размещению ОФЗ на текущий год будет пересмотрен, ориентируясь на решение ЦБ по ключевой ставке — вероятно, на величину невыполнения плана в текущем квартале.

Следовательно, во втором полугодии логично ожидать размещения Минфина на сумму около 2 трлн руб. по номиналу. Если, конечно, удастся столько продать в рынок. Также во втором полугодии погашаются 2 выпуска ОФЗ-ПД (26222 и 26227) на общую сумму 750 млрд руб. Итого чистый прирост госдолга составит около 1 250 млрд руб., а по итогам всего года — около 1 800 млрд руб., что практически сопоставимо с ожидаемым дефицитом бюджета (2 120 млрд руб.), согласно последних поправкам к закону о бюджете.

На начало 2024 года внутренний госдолг РФ составлял 20 112 млрд руб., с учётом внешнего ~ 25 000 млрд руб. Таким образом, прирост госдолга составит ~9% относительно внутреннего и ~7.2% относительно всего госдолга.

А теперь самое главное — сравним с темпами роста ВВП. Согласно апрельскому прогнозу ЦБ рост ВВП России в 2024 году составит порядка 3% в реальном выражении. Помним, что уровень госдолга измеряется в номинальных величинах. Соответственно и сравнивать нужно с номинальными темпами роста ВВП, т.е. с учётом инфляции. По итогам года темпы роста цен ожидаются на уровне 5-6% — в оптимистичном сценарии, 7% — в пессимистичном. Тогда номинальные темпы роста ВВП составят порядка 8-10%.

Как уже писали ранее, отношение госдолга к ВВП — основной показатель измерения долговой нагрузки государства. И если темпы роста госдолга и номинального ВВП сопоставимы, то уровень долговой нагрузки не увеличивается — основной сценарий в текущем году (госдолг / ВВП ~15%).

Что касается высоких процентов по обслуживанию госдолга, то на текущий момент они не являются непосильными для бюджета. 2.1 трлн руб. процентов при доходах бюджета ~35 трлн руб. составляют порядка 6% всех доходов бюджета (для сравнения в США ~ 22%). Причем большая часть процентов (более 50%) приходится на флоутеры при их доле в структуре госдолга в 36%.

Отсюда становится понятно, почему Минфин не размещает ОФЗ-ПК в последнее время — очень дорого (~15%). Если бы весь госдолг состоял из флоутеров, то на проценты уходило бы более 3 трлн руб. в год. В то же время текущие расходы по ОФЗ-ПД ~ 8-9% относительно номинала, по ОФЗ-ИН — 2.5%. Но здесь другая проблема — рост стоимости долга в долгосроке. Например, номинал ОФЗ-ИН при инфляции 7% удваивается за 10 лет. Если сейчас разместить выпуск 52005 по текущей цене ~73%, то при погашении нужно будет заплатить около 200% от начальной стоимости номинала — иными словами 1 руб. за каждые привлеченные 36 копеек. Если размещать классические долгосрочные ОФЗ с фиксированным купоном, то придется 12-13% относительно привлеченных средств в деньгах в течение следующих 10 и более лет и порядка 15% к погашению.

Итого все варианты дорогие либо краткосрочно, либо долгосрочно. Оптимальным вариантом могло бы быть размещение 1-5 летних ОФЗ-ПД. Однако Минфин не хочет перегружать график погашений, особенно на ближайшие годы, из-за высокой неопределенности в траектории развития конфликта.

Какой же выход? Скорее всего для Минфина высокие долгосрочные ставки — не самая главная проблема сейчас, а вот высокие текущие расходы на обслуживание госдолга при размещении ОФЗ-ПК при довольно неустойчивом бюджете — да. Поэтому будет поиск баланса между высокими текущими и высокими долгосрочными расходами на обслуживание долга с уклоном в сторону последних, т.е. продолжение размещения длинных фиксов.

Возможно, это разумный подход. Дефицит бюджета — скорее исключение текущей ситуации, чем правило для Минфина. В спокойные годы министерство всегда стремилось к нулевому балансу, к чему, очевидно, постарается вернуться в будущем по мере нормализации событий.

t.me/DolgosrokInvest
14 июня 2024 г.

★2
6 комментариев
Как  инфляция съедает рублевый госдолг?
-7 % каждый год?
Это 1400 млрд рублей ежегодно?
avatar
sergik99, примерно так.
avatar
Российские активы останутся заморожены до тех пор, пока РФ не «прекратит конфликт» на Украине и не выплатит ущерб Киеву. Россия должна выплатить Украине «ущерб» в $486 млрд — заявление стран G7
avatar
Marsovich, т.е. разморожены никогда не будут.
avatar
Петр, расплачиваться будут наши дети
avatar
Marsovich, только если проиграем, поэтому проиграть не имеем право.
avatar

теги блога Dolgosrok

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн