Блог им. MihailVlasenko
В 2014 году Amazon для многих оставался загадкой — выручка компании быстро росла, она занимала все новые ниши, а клиентам нравился ее сервис. Но чего у нее не было, так это стабильного и прибыльного бизнеса.
Размер прибыли колебался между отрицательным и едва заметным — это совершенно нормально для молодой компании, но Amazon к тому времени было уже два десятилетия. Поэтому многие не относились к ней всерьез и называли ее пузырем.
Но Джефф Безос придерживался другой точки зрения — по его мнению, рентабельность не играет ведущей роли. Гораздо важнее количество денег в обороте — он предпочитал огромный бизнес с низкой прибылью, а не наоборот:
«Рентабельность — это не одна из тех вещей, которые мы стремимся оптимизировать. Наша цель — максимальный свободный денежный поток в долларах на акцию. Денежный поток — это то, что инвесторы могут потратить. Они не могут потратить процентную рентабельность...
Что всегда имеет значение, так это маржа в долларах — фактическая сумма в долларах. Компании оцениваются не по прибыли, а по тому, сколько денег они на самом деле зарабатывают».
Тут есть с чем поспорить, но логика у Безоса железная — выигрывает тот, у кого больше долларов на счету. Не самая высокая прибыль или самый лучший квартальный рост, а то, сколько денег вы заработаете в долгосрочной перспективе.
На фондовом рынке тоже есть что-то похожее — там не так важна годовая доходность, как итоговое создание богатства. И для этого у инвесторов есть секретный ингредиент — речь идет о сложном проценте, который Эйнштейн назвал Восьмым чудом света.
Получить 20% прибыли за один год — это отлично, делать это в течение трех лет — это круто. Но получая по 20% на протяжении 30 лет вы сможете создать что-то невероятное. Время — это тот самый фактор, что отделяет отличную работу от чего-то чудесного.
Тот же Баффет не показывал выдающихся результатов, но он был хорошим инвестором в течение 80 лет. В итоге сложный процент сделал свое дело — мало кто знает, но 99% капитала Баффета появилось после его 50-летия.
Как только вы осознаете силу сложного процента, вы перестанете гнаться за максимальной прибылью. На первый план выйдет другой вопрос: «Какой должна быть моя доходность, чтобы я как можно дольше остался на рынке?»
И эта доходность не будет самой высокой — погоня за прибылью может прервать магию сложного процента, а этого нельзя допускать ни в коем случае. Лишиться этой магии можно по двум причинам:
Выбор стратегии, которая приносила высокую прибыль, и отказ от нее после нескольких неудачных лет. Такое случается, когда инвестор делает ставку на отдельный сектор, а тот потом начинает отставать от широкого рынка.
Высокая сложность стратегии — чем больше действий вам нужно совершать, тем выше вероятность ошибки. К тому же такие стратегии учитывают множество факторов, которые инвесторы просто не в силах контролировать.
Интуиция нам подсказывает, что получение максимальной прибыли — это лучший способ увеличить свой капитал. Но сложный процент думает иначе — для его работы нужна не максимальная доходность, а хорошая доходность на максимальном отрезке времени.
Финансовая выносливость — это главный секрет большого капитала. Для этого не нужно быть лучшим в каком-то конкретном году — важнее остаться на ногах тогда, когда остальные инвесторы не выдержали и упали.
*****
Еще больше статей вы найдете на канале Финансовый Механизм