Блог им. autotrade
Как моряк, не люблю слово «плавают», но так вопрос на мой взгляд выглядит понятнее.
Хотя вопрос сам по себе довольно странный, конечно. С высотой у нас ассоциируются самолеты, а вот суда… Они ведь вроде все на одном уровне находятся?
Да, если речь о морских судах. Но если обратиться к рекам и озерам, то тут выяснится много интересного.
Например, прогулочный кораблик, катающий туристов в центре Парижа, на самом деле находится на высоте около 30 метров. А если такой же кораблик плывет по Москве, то там высота уже 156 метров над уровнем моря. Это половина Эйфелевой башни.
Все это связано с рельефом местности. Реки текут сверху вниз, поэтому они априори не могут быть на одном уровне с морем. Верховья рек часто находятся очень и очень высоко.
То же самое касается и озер. Взять, например, Байкал. В его водах можно насчитать под 3000 различных судов. И все они перемещаются в 450 метрах от уровня моря.
Но Байкал не является высочайшим озером. Поверхность африканской Танганьики расположена на высоте 773 метра над уровнем моря. Это уже высота полета дождевых облаков.
Кстати, Танганьика в некотором смысле – «сестра» Байкала. Она такая же вытянутая (самое длинное в мире пресное озеро), очень глубокая (1470 метров – второе место после Байкала), очень древняя и образовалась в результате расползания тектонических плит.
На схеме ниже хорошо видно, как соотносятся глубины и высоты Байкала и Танганьики:
Но лодки и катера Танганьики – не чемпионы по высоте плавания над уровнем моря.
Каким же будет рекорд? Вы удивитесь, но есть суда, которые перемещаются выше, чем летают некоторые самолеты. Речь идет о флоте государства Перу, который перевозит грузы и пассажиров в горном озере Титикака на высоте 3,8 километра. Это в 2 раза выше, чем самая высокая точка Уральских гор.
Как эти суда вообще попали на такую высоту?Оказывается, самый первый пароход взобрался на озеро Титикака еще в 19 веке. Его затащили туда по частям на вьючных животных. Каждая часть была небольшой, всего по 200-300 кг. И таких частей было почти 3000 штук!
Караван тащил эти части 350 км по горной местности. Затем детали собрали в кучу и запустили в озеро. Получился самый настоящий 30-метровый пароход. И знаете, на каком топливе он передвигался по воде?
На сушеном навозе горных лам. Ну, это и понятно – уголь тащить наверх дорого, а ламы – они ведь там сами гуляют. Гуляют и снабжают пароходы отборным АИ-95.
Кстати, таких пароходов было несколько, и один из них сохранился и используется до сих пор. Если бы не одна египетская яхта (которая еще старше) то этот пароход был бы старейшим действующим судном в мире.
Вот такое вот получилось сравнение водоемов с необычной стороны :)
Кста, А что не так со словом «плавают»?
Вспоминается старая как мир шутка, а почему тогда «капитан дальнего плавания», а «не дальнего хождения» )