Цена спирта составляет всего 6–10% от стоимости водки. Главным фактором, определяющим цену этого напитка, является акциз и налоги.
По итогам 2023 года производство водки в России, по данным Росалкогольтабакконтроля (есть у «РБК Вино»), составило 804 млн л. Поступления в бюджет от акцизов на этиловый спирт, алкогольные и спиртосодержащие напитки в 2023 году составили 472,5 млрд руб.
«Спирт производится во многих областях России — как в Центральной полосе, так и на Кавказе. География сильно влияет на стоимость логистики в зависимости от того, где расположен производитель. Например, для нашего завода в Калужской областистоимость доставки спирта из регионов Центральной России, естественно, намного ниже: она составляет 30–45 руб. за 1 дал. А с Кавказа — порядка 180 руб. за 1 дал», — говорит председатель СД КЛВЗ Кристалла Павел Победкин.
Что касается цены самого спирта, то по оценкам Победкина, в декабре 2023 года минимальная рыночная цена на него составляла 816 руб. за декалитр с учетом 60 руб. за доставку — получалось 876 руб. «Спиртовая составляющая выросла уже до 18,34 руб. на каждую бутылку», — говорит Победкин.
Стоимость спирта в зависимости от его класса отличается незначительно.
Артем Суворов из Strategy Partners оценивает долю себестоимости водки приблизительно в 20% от розничной цены. Это деньги на спирт, работу ЛВЗ, бутылку, воду и все другие необходимые ингредиенты.
Маржа производителей водки
в нижнем ценовом сегменте невелика. Как рассказали «РБК Вино» в Stellar Group, на такой продукции заводы
зарабатывают от 1 до 7 руб. за бутылку 0,5 л.
«В прошлом году акциз составлял 613 руб. за 1 л безводного этилового спирта, в 2024-м — уже 643 руб. Нетрудно подсчитать, что в пересчете на одну бутылку 40-градусной водки объемом 0,5 л доля акциза в цене выросла со 122,6 руб. до 128,6 руб. А по ставкам на 2025 год мы понимаем, что в будущем году вклад акциза в стоимость каждой бутылки увеличится еще на 19 руб., что уже критически скажется на изменении розничных цен», — считает Павел Победкин.
Артем Суворов оценивает
наценку дистрибьюторов и прибыль ретейла в 25% от розничной цены. В Stellar Group «РБК Вино» пояснили, что розничная сеть, как правило, хочет иметь наценку на алкоголь от 40 до 50%, однако для напитков самой нижнего ценового сегмента наценка падает до 20–30%.
Самая популярная водка в России — нижнего ценового сегмента, в этом согласны все опрошенные эксперты. Рынок в целом довольно консолидирован: топ-5 игроков занимают 50% рынка.
По словам Победкина, если сравнить
данные за восемь месяцев 2024 года с соответствующим периодом прошлого года, то картина примерно такая: в целом продажи водки в декалитрах выросли примерно на 2,5%, а в нижнем ценовом сегменте — примерно на 4%.
www.rbc.ru/wine/news/66fff9869a794746ba13a2cd?from=newsfeed
Запретами ака сухим законом, бороться не правильно, а вот рублем лучше выходит. Те у кого цель бухать, тот найдет, что выпить, а молодежь нужно вести в направлении без алкоголя и табака.
В последние годы царя было 899 из 3417 — 26.3%
Настолько разная кормовая база.