«TED» — это «Ютуб» для интеллектуалов, и подобно «Ютубу» содержит немало чепухи, но встречаются здесь и весьма умные и поучительные вещи.
Очень понравился короткий этюд о социальной психологии, который имеет прямое отношению к рынкам. Наглядно показано как в реальности работает стадный инстинкт человека, на базе которого создается трендовое движение и происходит его развитие, когда движение начинает поддерживать толпа.
Автор выступления
Дерек Сиверс, предприниматель, программист, музыкант и… клоун.
www.ted.com/talks/derek_sivers_how_to_start_a_movement.html
(
русские субтитры)
Например, если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь табун сорвется с места. Другой пример, если 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Данная особенность проявляется не только у животных, но и у людей. Английские ученые поставили эксперимент: в большой просторный зал пригласили людей и дали им задание «перемещайтесь как вам угодно». А некоторым участникам эксперимента дали конкретное задание: когда двигаться, куда и как. Эксперимент подтвердил, что 5% человек, перемещающихся по определенному плану, заставляют остальных следовать этому плану — двигаться в нужном направлении.
Для автосинхронизации необходимо, чтобы множество неких объектов:
1) обладали единым алгоритмом восприятия информации;
2) находились в условиях, допускающих информационный обмен между ними (хотя бы безадресный);
3) скорость прохождение понятной для всех информации была достаточно высокой.
Правда, тут уже возникают вопросы к маркетмейкерам, почему они не выполняют свои профессиональные обязанности по поставке ликвидности (товаров), находясь по другую сторону прилавка…