Блог им. Investovization
Приветствую на канале, посвященном инвестициям! 29.10.24 вышел отчёт за 3 квартал 2024 г. компании Яндекс (YDEX). Этот обзор посвящён разбору компании и этого отчёта.
Для данной статьи доступна видео версия: YouTube и RUTUBE.
Больше информации и свои сделки публикую в Телеграм.
Платформа компании – это 90 сервисов, которыми пользуются миллионы людей ежедневно. Яндекс одна из самых диверсифицированных компаний в мире по этому показателю. Успех основан на технологиях собственной разработки, которые позволяют развивать новые направления, быстро расти и масштабировать эффективные сервисы.
Бизнес модель Яндекса построена на развитии новых перспективных сервисов за счёт доходов от ключевых прибыльных сегментов. На текущий момент прибыльными являются: «Поиск и Портал», «Райдтех».
Всего сотрудников 90,8 тыс человек, из них основной персонал 28 тыс человек (+15% г/г).
Яндекс пока не находится под санкциями США или Евросоюза. Правда, в июле 2023 года Канада включила в санкционные списки дочернюю компанию ООО «Яндекс Пэй», но это никак не влияет на деятельность Группы компаний.
15.07.24 МКПАО «Яндекс» и нидерландская компания Yandex N.V. сообщили, что завершили реструктуризацию бизнеса. Нидерландская компания полностью вышла из состава акционеров и прекратит использовать бренды Яндекса. МКПАО «Яндекс» — новая головная компания группы, её основной владелец — ЗПИФ «Консорциум.Первый» (81% акций).
24.07.2024 акции МКПАО «Яндекс» начали торговаться на Московской бирже под тикером YDEX.
Торги открылись резким взлётом выше 4500₽, но затем началась коррекция, в рамках которой снижение уже около 20%.
Результаты за 9М 2024:
Прежде чем перейти к финансовому отчёту компании, напомню, что на нашем YouTube канале, в плей-листе «Обучение» есть соответствующие видео, где простыми словами рассказывается, как можно легко разбираться в финансовой отчётности.
Результаты за 3Q 2024:
Выручка продолжила впечатляющий рост, но даже большими темпами выросли и расходы. Таким образом операционная прибыль +14%. Но высокие процентные расходы и увеличенные налоги привели к тому, что ЧП снизилась в 2,6 раза. Правда, если ее скорректировать на 17 млрд бумажных «расходов по вознаграждениям на основе акций», то ЧП скорр выросла в 2 раза.
Результаты 3Q 2024 лучше как кв/кв, так и г/г. Как видим на диаграмме, рост продолжается. Средние темпы роста за последние 5 лет: выручка 44%, EBITDA 25%, ЧП скорр 16%.
Основную выручку генерируют: «E-com и Райдтех» (54% от выручки), «Поиск и портал» (41%). В принципе все направления быстро растут, средние темпы роста превышают 30% г/г.
Основную EBITDA генерирует «Поиск и портал». Но важно отметить, что третий квартал подряд положительное значение у «E-com и Райдтех». Правда, это за счет райдтех, а E-commerce убыточен -14,7 млрд за квартал. Также большой убыточный сегмент: «Прочие бизнес-юниты и инициативы». Остальные сервисы в небольшом плюсе. Т.е. по сути, за счет «Поиска и портала» и «Райдтеха» финансируется развитие других направлений.
Таким образом, чистый долг 67 млрд (+23% с начала года). ND/EBITDA = 0,4. Долговая нагрузка в норме.
Результаты 3Q 2024:
Операционный денежный поток, а также кап затраты в 3Q 2024 рекордные. FCF = 15 млрд – среднее для компании значение.
В этом году Яндекс впервые выплатил дивиденды. 20.09.24 была отсечка по дивидендам за 1П 2024 в размере 80₽. Около 2% доходности к текущей цене акции. На выплаты направлено 29 млрд, что составляет 65% от скорр ЧП за 1П 2024 и 68% от FCF.
Компания полагает, что cможет и далее платить дивиденды на полугодовой основе.
Яндекс – это компания роста. И текущий диверсифицированный портфель проектов предусматривает дальнейший устойчивый рост ближайшие годы. Компания развивает высокотехнологичные бизнесы, в том числе и технологии будущего. Но главное направление на ближайшие годы – это «Электронная коммерция», где серьезную конкуренцию навязывают WB, Ozon и Сбер.
По прогнозам Яндекса: рост выручки по итогам 2024 года составит 40% г/г, а EBITDA 40-45%.
После разделения бизнесов с голландской Yandex N.V., ушёл главный риск блокировки и заморозки. Но теперь выросла вероятность западных санкций, которые могут осложнить работу компании.
Мультипликаторы довольно высокие, но всё же меньше относительно своих исторических значений. Также нельзя забывать, что на данный момент у Яндекса много убыточных направлений, которые компания развивает. Например, если их убрать и оставить только Поиск, портал и Райдтех, то EV/EBITDA =3.
В сравнении с другими IT компаниями РФ, Яндекс выглядит не очень дорого. Плюс темпы роста остаются высокими.
Яндекс – это лидер российской IT отрасли с очень диверсифицированным бизнесом.
Яндекс смог подмять под себя рынок интернет рекламы после ухода основных конкурентов. В этом плане компания оказалась одним из бенефициаров текущей геополитической ситуации.
Операционные и финансовые результаты продолжают расти. Финансовое положение нормальное. Свободный денежный поток положительный.
Расходы на вознаграждения сотрудникам на основе акций выросли в 6 раз г/г.
Яндекс впервые выплатил дивиденды с доходностью 2%. И планирует платить их и далее на полугодовой основе.
Компания прогнозирует, что по итогам 2024 выручка и EBITDA прибавят около 40%. Дальнейшие перспективы в основном связаны с развитием электронной коммерции.
Мультипликаторы высокие, т.к. это классическая компания роста. Но в тоже время Яндекс стоит недорого относительно других компаний отрасли. Моя расчетная справедливая цена 5000₽.
После реструктуризации бизнеса, я начал заново подбирать акции Яндекса в портфель. На данный момент его доля около 1,5% от всего портфеля акций. Пока общая позиция в районе нуля.К слову, о всех своих сделках пишу в нашем телеграм канале.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
-----------------------------------------------------------
Благодарю за лайки и подписку на наши каналы:
А вот и риски подъехали! 3% сбор + 5% всей рекламы — социальная реклама. Эта гангрена умеет только делить и отнимать…
На первой инфографике зря отделили поиск, карты и браузер от директа. Это один только Директ. Если внимательно изучить выдачу 1 страницы яндекса, и потом понаблюдать за ретаргетингом в картах и т.п. — можно быстро сделать вывод, что Директ с обвесом. И в топе выдачи там только крупные рекламодатели типа авито, озона, вайлберис и сам яша со своими недосервисами.
Т.е. генератор денег в этой городушке только директ, и всё это и есть директ.
А поиск давно абсолютно нерелевантен. Поэтому они 10 раз в день предлагают сделать поиском по умолчанию яндекс. но речь не об этом.
В связи с переходом директа на ЕПК, и принудительным переводом всех рекламодателей, там все сломалось. Они льют некачественный трафик рекламодателю по конской цене. Саппорт не реагирует как лет 5-7 назад. Только крупняк реально пока вывозит их аппетиты. Народ ищет альтернативные источники качественного трафика.
Всё, что поглотил и мнополизировал ядекс превратилось в говно и стало оверпрайс.
P.S. Короче ФАС по ним плачет. Но это в параллельной вселенной, там где ФАС работает.