Согласно трём источникам, знакомым с логистикой, обширный арктический нефтяной бизнес России столкнулся с серьёзными проблемами из-за санкций США в отношении танкеров и хранилищ, в результате чего запасы нефти, ранее закупленные азиатскими покупателями, остались на хранении.
Санкции, обнародованные в пятницу, являются самыми жесткими из когда-либо введенных в отношении нефтяного сектора России и нацелены на крупных производителей — «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», а также 183 судна, которые отгружали российскую нефть.
Три источника, которые говорили с Reuters на условиях анонимности, сообщили, что
все три сорта российской арктической нефти — «Новый Порт», ARCO и «Варандей» — добываются в объёме около 300 000 баррелей в день и находятся под угрозой.
Суда и инфраструктура, необходимые для российского арктического нефтяного бизнеса, на долю которого приходится десятая часть морского экспорта нефти,
уникальны, сообщили два источника.
Сырая
нефть «Новый Порт» с Новопортовского месторождения «Газпром нефти», где температура может достигать -55 °C, «АРКО» с морской платформы «Приразломная» и «Варандей» с Тимано-Печорских месторождений «Лукойла» доставляются судами ледового класса специального типа на плавучие хранилища «Умба» и «Кола» под Мурманском.
Затем его перегружают на более крупные суда — Aframax или Suezmax, которые могут перевозить 100 000–140 000 тонн по сравнению с более мелкими судами, способными перевозить 30 000 тонн, — для отправки на международный рынок.
В настоящее время Соединённые Штаты
ввели санкции в отношении «Умбы» и «Колы», а также более десятка небольших танкеров, которые использовались для перевозки нефти с месторождений.
По данным LSEG,
по меньшей мере 15 танкеров, попавших под санкции США в пятницу, в том числе «Штурман Щербинин», «Михаил Ульянов» и «Аulis», в течение последних двух месяцев
активно участвовали в транспортировке российской арктической нефти.
Небольшие танкеры-челноки были спроектированы для работы в северных морях и имеют особую конструкцию, позволяющую загружать больше нефти без ущерба для килевой высоты.
«Быстро заменить их невозможно. Ничего подобного нельзя купить в другом месте. Суда были специально построены для этих проектов», — сказал один из источников.
По словам источников, из-за этого у России могут остаться на хранении миллионы баррелей непроданной нефти. По словам одного из них, ограниченные возможности хранения на всех трёх проектах означают, что перебои с погрузкой в течение нескольких недель могут привести к сокращению добычи.
Нефть сортов «Нови Порт» и «Варандей» пользуется популярностью у нефтепереработчиков по всему миру благодаря своему высокому качеству — оба сорта лёгкие, с содержанием серы 0,1–0,4%.
Арктические сорта нефти, которые до введения эмбарго ЕС в 2022 году закупались нефтеперерабатывающими заводами на северо-западе Европы, в последнее время скупаются нефтеперерабатывающими заводами в Индии и Китае.
«Цены на лёгкую арктическую нефть из России были выше установленного (G7) ценового потолка из-за её высокого качества», — сообщил один из источников, знакомых с ситуацией на индийском нефтяном рынке.
Однако
Индия и Китай показали, что не готовы принимать нефть, поступающую с подсанкционных танкеров, и
начали искать замену российской нефти.
Отсутствие на рынке российских арктических сортов нефти, скорее всего, приведёт к росту цен на американскую эталонную нефть WTI, которая также является лёгкой, сказал один из трейдеров на азиатском нефтяном рынке.
Индия сократила закупки американской нефти после того, как пару лет назад начала скупать дешёвые российские баррели на рынке, но источник в одной из индийских нефтеперерабатывающих компаний сообщил, что его компания рассматривает возможность закупки большего количества американской нефти.Поскольку все объёмы нефти, добываемой в рамках арктических проектов, предназначены для экспорта, не существует логистической системы, позволяющей направлять их в российскую внутреннюю систему нефтепроводов.
Это означает, что если не будет покупателей на эти сорта нефти, то объёмы придётся хранить на плавучих хранилищах, либо «Газпром нефти» придётся сократить добычу на обоих проектах, сообщили источники.
Один из источников сообщил, что, хот
я есть возможность поставлять некоторые сорта нефти по морю на нефтеперерабатывающие заводы на юге России,
это может быть дорого и ограничено по объёмам.
Технически нефть «Лукойла» из Варандея можно было бы отгружать напрямую с терминала Варандей на международные рынки. Однако стоимость таких поставок будет выше, и компании потребуется время, чтобы доставить в регион танкеры для замены, сообщил один из источников.
www.reuters.com/business/energy/russias-arctic-oil-feels-chill-us-sanctions-2025-01-14/