Блог им. vlaimir
Продолжение рассказа о путешествии йога-инвестора в Варанаси (Индия). Первая часть здесь, вторая здесь.
В Индии хорошо, если не выходить на улицу.
За пределами же комнат бурлит энергия жизни, потоки людей, машин, животных, их звуки и запахи перевозбуждают психику. Первые дни в Индии ты практически не спишь, на это откладывает отпечаток смена поясов, острая пища и бодрящий чай массала.
На 7 утра у нас назначена первая садхана, практика, с йогом Ракеш Пандеем, которая проходит прямо у него дома. В измененном от недостатка сна сознании ты приходишь на нее. Занятие начинается с обкуривания (окуривания) помещения и чтения мантр Ракеш Пандеем. Какой голос! Какие тона! Затем он берет раковину и дует в нее, пронзительный звук, как звонок на заводе. Он будит весь дом, объявляя, что уже утро. Всем подъем. Раковина призывает божественные силы и отгоняет демонов. Семья йога пробуждается и наносит ответный удар, дом наполняется звуками движений, работы на кухне.
Сам этот ритуал с обкуриванием (окуриванием)) и мантрами уже уносит тебя вглубь себя.
Гуруджи (учитель) дает инструкции по медитации на английском, которые сводятся к «Не думай о большом белом слоне» (не думайте о детях, родственниках, друзьях) и «Не спать — сражаться!» (не спите, не открывайте глаза). Если слова не понимаете, то чувствуйте (if you not meaning — just feeling). Концентрируйтесь на, как мне послышалось, «beeting», но я не знаю этого слова! Вот так пропустишь в школе один урок английского языка, и спустя 30 лет это приведет к непониманию того, что нужно делать. Как потом узнал у товарищей, нужно было концентрироваться на дыхании (breathing).
За счет звуков, запахов, недосыпа ты погружаешься в измененное состояние сознания. По телу непрерывно проходят вибрации, в голове раздаются пых-пых и как пузырьки двигаются по каналам тела и доходят прямо до макушки головы. Обостряется слух, ты не понимаешь, колокольчики за окном — это часть программы ритуала или просто кто-то в них звонит? Реклама с улицы проводного интернета из громкоговорителя наполняет комнату: «Подключитесь сейчас, прямо сейчас». Дверь открывается в зал, и в него, судя по звукам (глаза закрыты), входит опаздывающий ученик из Австралии (будет четвертым с нами), мы его не видели, проносится мимо тебя аромат духов. Гуруджи разрешает открыть глаза, это ученик из Австралии — смуглая, добротно упитанная индианка. Она живет тоже в доме Гуруджи и соединяется с культурой предков.
Ее беспокойный ум сразу начинает говорить и говорить. Трещать без умолку. Она рассказывает о своих друзьях, которые отправились на Кумбха Мелу и пожалели об этом. Город, где проходит этот праздник, переполнен людьми, движение машин полностью перекрыто, такси тебя может высадить за 26 километров от точки назначения. Людской поток двигается со скоростью 2 километра в час. В местных телеграм-чатах советуют даже не думать туда ехать, там сквозь потоки люди прорываются только машины Скорой Помощи, которые увозят раненных и трупы. Есть вещи, которые не можешь даже вообразить. Кумбха Мела из таких, посмотрите в запрещенных соцсетях по тегам: Kumbh Mela.
Австралийская индианка продолжает шуршать языком. Она рассказывает, что вы можете высадиться раньше города и пробраться на Кумбха Мелу на лодке по речке. Но это очень-очень сомнительное удовольствие. Толпы из миллионов человек хотят обрести мокшу, освобождение от круговорота сансары, если сделают омовение в определенное время в реке Ганг. Вероятность больше обрести там преждевременную реинкарнацию, когда толпа задавливает насмерть паломников. Миллионы же индусов не могут же заблуждаться? Правда? )
Ракеш Пандей включается в беседу и проявляет себя крайне благоразумным человеком. Он категорически не советует нам туда ехать. Полностью с ним согласен, ум дан человеку, чтобы избегать массовых скоплений людей. Учитель говорит, что все это можно обрести прямо здесь, не нужно никуда ехать (я же здесь, а не там). Он искренне беспокоится за нас, отговаривая от поездки. Я вот никуда и не хочу ехать, я это уже все давно понял, был на карнавале в Рио-де-Жанейро и смотрел его там по телевизору (до сих пор радуюсь своему выбору). Могу приехать на Кумбха Мелу, которая проводится раз в 12 лет (а наша в 144 года) и не сходить на нее. С чистой совестью отосплюсь, мое ритуальное омовение в бассейне будет дома в городской бане или на даче, там вода гораздо чище и свободней.
Гуруджи ищет способы отговорить нас. Вот у вас есть семья, дети (о которых вы не думали в медитации)? Подумайте о них! Там в давке уже погибло от десятков до тысяч человек.
Поднимаю руку и говорю, что у меня есть семья и полностью разделяю вашу точку зрения, нам осталось убедить нашего сенсея по аштанга-йоге, чтобы он тоже не ехал туда. Ракеш Пандей предлагает отправиться туда позже, когда поток людей схлынет из города, миллионы человек собрались в одном месте, какая там может быть прана? «Одумайтесь», — продолжает учитель. Решаем ехать позже, взять с собой нашего четвертого участника путешествия, который страдает в Дубае из-за индийского законодательства в области виз (месячная виза теряет свою силу в день, в которой она должна начаться, если не успел въехать по ней ДО или в указанный на ней день, то есть все твои билеты, брони сгорают и тебя в страну не пускают, подавай на новую визу).
Продолжаем садхану. Делаем физические упражнения, которые выполняются на разминке в школе или тренировках по акробатике (в детстве делал такие), но тут видится прямо тысячелетняя система, вроде бы то же самое у нас, но не так. Ракеш Пандей поправляет каждого, у меня на место становится позвонок. Дальше йог предлагает танцевать, прыгать с места на место. Спрашивает, кто умеет танцевать? Отвечаю, что плохо, не умею, у меня четверо детей.
Гуруджи говорит, что танцы и плач — это естественно! «Да», — соглашусь с ним, «Плач — моя любимая практика!» (технику исцеляющего рыдания совмещаю с аштанга-йогой). Лицо йога меняется, изумляется, от этой информации, он подходит ко мне, смотрит прямо в глаза, луч света сквозь дверь освещает его лицо (момент на память). Тут мне услышалось или показалось, что он сказал, что тот, кто постоянно плачет, или «Mag», или это не нормально. ) Должно быть естественно, «natural». Плакать хорошо, но в меру. Создалось впечатление, что техника плача — это высшая ступень для посвященных (откуда ты ее знаешь???). Как говорил один йог: «Кто познал плач, тот познал все духовные практики». Ракеш Пандей еще раз взглянул на меня и, видимо, подумав, что показалось (мое понимание техники исцеляющего плача), продолжил занятие. Оно было легко, аутентично и для новичков в самый раз.
Мы еще раз спели мантры, и на этом наша первая садхана завершилась. Теперь по программе все же найти, где сжигают трупы на реке Ганг.
P.S. После садханы у меня открылся канал. Обоняние увеличилось в несколько десятков (!!!) раз. Но это же, мать ее, Индия! Тут тысячи оттенков зловоний, и теперь все это хлынуло потоком в мой мозг. Первые дни все эти запахи не воспринимались. Познал смысл палочек для благовоний, из-за обостренного восприятия считываю запахи как взглядом. Палочка заглушает звуки запахов в комнате, где мы живем. Загадывайте желания правильно. Если вы хотите, чтобы открылся канал, то при каких условиях? Обостренное восприятие запахов в Индии — это еще тот экспириенс. Теперь мне с этим жить. )
1 февраля 2025 года
Yoga house, N 1/12, L-8, Gangotri Vihar Colony Lane #3, Nagwa, Varanasi-05 (U.P)