Сейчас модно стало инвестировать в компании IT сектора — у нас как грибы растут всякие позитивы, арендаты, астродиасофты и прочее. Регулярно названивают финансовые консультатны с непрошеными советами купить акции как уже торгующихся, так и вновь создающихся IT компаний. Обещают огромные прибыли и, иногда, дивиденды.
Несмотря на всё это, лично я, хотя и являюсь дилетантом на фондовом (да и на любом другом) рынке, никогда акции таких компаний не покупал и не куплю. Почему? Объясняю.
Однажды в юности один мой знакомый, учившийся на экономиста, рассказал мне, что существует два метода оценки действующего бизнеса — доходный и затратны. Доходный — это когда мы оцениваем и покупаем предполагаемые доходы, которые (как мы думаем) нам принесёт компания. Затратный — это когда мы оцениваем и платим за те расходы, которые нам надо будет понести при создании такого бизнеса. Ну а реальная цена компании должна лежать где-то посередине этих наших оценок. Ну и естественно, следует избегать крайностей — не стоит покупать компанию, сколько бы денег не было потрачено на её создание, если она, по нашим оценкам, никогда не будет приносить нам дохода. И, также, не стоит покупать компанию, какой бы доход она ни приносила, если создать такую же ничего не стоит.
И вот смотрю я, допустим, на какой-нибудь завод. Создать его, построить такой же стоит кучу денег. Если по какой-то причине совладелец этого завода хочет его продать — я с удовольствием рассмотрю это предложение. Но когда я смотрю на IT компанию — сколько стоит создать такую же? Какие затраты придётся понести?
То есть, ребята, смотрите схему — несколько чуваков зарегистрировали компанию (стоит это копейки по сути). Работают на своих домашних компьютерах сами на себя, создали качественный продукт. Нашли клиентов, начали зарабатывать хорошие деньги. Раскрутились, через несколько лет вывели компанию на биржу (тут наверное придётся немного потратиться). Впарили компанию лохам за необоснованно высокую цену, поработали немного на новых акционеров, уволились. Создали другую, новую компанию. Учитывая свой опыт создали новый продукт, лучше предыдущего. Используя старые связи заключили новые контракты с теми же фирмами, с которыми сотрудничали раньше. И всё законно, не подкопаешься. А что будет со старой компанией и с инвесторами в старую компанию? Почему она будет успешной, почему она будет продолжать генерировать доход? Кто будет за это переживать вообще? Наёмные менеджеры? Мальчики-программисты, которые пришли наниматься за оверпрайс? Да им вообще на всё плевать, развалится компания — они, как тут написал один айтишник, всегда устроятся в другую с увеличением зарплаты в полтора раза (по крайней мере, он так думает, что устроится). И вот вам итог — те, кто создали компанию, сняли все сливки, продали пустышку за безумные деньги, свалили, и пошли на новый виток «создание (бесплатно из ничего) — раскрутка — впаривание». А «инвесторы» остались с компанией, которая владеет правами на устаревшие программы, и начинает генерировать убытки, акции которой неизменно падают в цене.
Не, я понимаю там, Гугл, или тот же Яндекс. Наверное, даже владельцы Гугла если выйдут сейчас из бизнеса, повторить свой успех не смогут, и своему детищу проиграют — слишком дорого стоит брэнд, слишком велика популярность гугла, слишком много денег, времени и сил в рекламу и раскрутку вложено. Но наша-то шушера, ноунэймы доморощенные, куда лезут со свиным рылом в калашный ряд?
Ну и смотрю, по новой запускают эту карусель. Новый фаворит у зазывал появился. Лохотрон это всё, ребята. Как-то так думаю.
И почему сразу Газпром? Я же пишу — учитывать нужно и капиталовложения, И ПРИБЫЛЬНОСТЬ. Да, с капиталовложениями у Газпрома порядок, если прибыльность Вас устраивает (меня лично — нет) — тогда действительно, можете покупать.
ею руководят искусственные интеллектуалы.
Тут ведь вот какое дело — сегодня компания эффективно работает, а завтра может и не очень. С каждой компанией случиться может. Любая компания может разориться и обанкротиться. Только если в одном случае Вы останетесь (может быть) с имуществом в виде заводов-газет-пароходов, которое хоть как-то можно будет продать, то в другом случае у Вас останется сервер, пара компьютеров и пара пропёрженных кресел. Вот о чём пост. А уж если на Вашу поляну может выйти любой, у кого есть три копейки в кармане — то вероятность снижения эффективности (из-за всё возрастающей конкуренции) растёт многократно. И любая ошибка выбросит когда-то эффективную компанию с рынка. А вот если выход на вашу поляну стоит несколько миллиардов — то и вероятность возникновения конкурентов гораздо меньше, и ВРЕМЕННУЮ неэффективность вам рынок простит.
А ведь это не только в автостроении — это везде, те же дроны и очень многое другое. В Москве весь транспорт с датчиками и есть единая система, которая все это мониторит и пишет на остановке сколько времени до прибытия трамвая и не только.
Но вообще не считаю Озон айти компанией — айти компания (в моём понимании, возможно я не прав) — это компания, конечной продукцией которой являются программные продукты. Из наших заслуживающей внимание непубличной айти компанией является Касперский. Озон компьютерные программы не производит. То, что они используют компьютерные программы в своей работе не делает их айти компанией, ибо компьютерные программы сейчас используют абсолютно все.
Приводить в качестве примера Юкос — вообще идиотизм. Там не коммерческие риски реализовались, а политические. Но под политическими рисками ходят все компании, в том числе и из айти сектора. Решит государство Яндекс отжать — и отожмёт. Уж если что — в сырьевом секторе можно было бы и более подходящие примеры подыскать.
«Пенсионера сразу видно!
(это я про автора поста)» -
етить, ну спасибо, что уточнил, что про автора :)))
А в чем причина веселья? Если причины нет, у меня для тебя плохие новости :)
(это я про автора поста)
Ну так вот у продуктовых компаний есть продукт и доля рынка, это и имеет цену, кстати, аналогично той же нефти — без доли рынка ей цена тоже ноль или же гораздо ниже того, что на бирже
1. Создать айти компанию стоит очень немного денег, практически копейки.
2. Айти компания может очень легко потерять свою долю рынка.
Какой из этих тезисов не верен по-Вашему?
1. Для создания айти компании нужны уникальные люди. Не средние или даже лучшие айтишники, а уникальные люди, и найти их еще сложнее чем нефть. Если вы про ИТ контору, которую создают под крупного заказчика по знакомству — так это хрень, и я такое даже не рассмартиваю (Кстати, похоже такой хренью являются «Цифровые привычки»).
2. Попробуйте отожмите долю рынка у Apple :)
Можно конечно — так и у России сейчас Трамп будет пытаться отжать долю нефтяного рынка (долю рынка газа у нас уже отняли, так а чем тогда газ лучше, чем айти?)
Точнее дело даже не в деньгах, а во времени. Да, ты можешь вложить деньги и попытаться повторить продукт компании Х. Он будет глючный и неудобный и чтобы это исправить, понадобится скажем пара лет. И никак не получится нанять в два раза больше народу и сделать за год. Это так не работает.
Только вот компания Х если не дура, за эти пару лет уйдет очень далеко вперед. И поэтому свежесозданный клон постоянно будет второсортным, а компания Х останется на первых ролях.
Исключения бывают, но обычно всё идет именно так.
В общем, компании все разные. Можно вложиться и сорвать куш, а можно вложиться и прогореть. Айти — это всего лишь отрасль. Как есть Сбер (долгосрочные инвесторы довольны) и ВТБ (долгосрочные инвесторы в жопе), так есть Яндекс и ВК. Зачем всех айтишников под одну гребёнку-то?
Я не гребу всех под одну гребёнку, выше уже ответил в комментариях, что есть Касперский, акции которого я бы приобрёл, если бы они выпустили на рынок не более 20%. Если бы они вывели на биржу долю выше 20% — уже бы насторожился. И да, 1С — тоже в ряду хороших компаний, я про них забыл. Но вот беда — именно эти хорошие компании, с историей, с именем, на биржу почему-то и не выходят.
И опять — про экосистему, свистелки/перделки и прочее — я не отрицаю полезности этой сферы, с этим я не спорю. Деятельность нужная, полезная, и всё такое. Я лишь говорю о том, что я бы не купил КОМПАНИЮ, которая производит этот цифровой продукт. Полезность продукта я при этом не отрицаю.
во вторых «подправить» не получится, уши будут торчать и найти это не так сложно как вам кажется. а заново переписать это я уже выше писал что такое.
Я в своём примере в посте специально написал про компанию из трёх человек — утрировал, но смысл должен был быть понятным.
По поводу подправить код — я не программист, мне трудно судить. Уши может и будут торчать, это одно, а доказать в суде — совсем другое дело. Да и потом — изменили интерфейс, а кто даст старой фирме правообладателю смотреть код новой фирмы? На каком основании они вообще будут в суд подавать? Да и кому это надо? Наёмным менеджерам из старой фирмы? А им-то зачем надрываться, голову ломать? Да и просто устареет продукт со временем, да и всё, оттуда может, и брать особо нечего будет через несколько лет. А авторы этого продукта напишут новый, придут и предложат своим старым клиентам, с которыми они уже ранее работали. Короче, не знаю, Вы меня не убедили :) простите.
Да, некоторым компаниям терять рынок будет себе дороже. Но таких компаний — раз, два и обчёлся, и это не те компании, которые сейчас дуром попёрли на айпио.
Банальность — переведите офис который сидит на лицензионной винде/офисе/оутлуке на другое решение? Сколько это нервов и бюджета, все доработки под условный ексель перенести?
P. S. Это не отменяет оверпрайс российских it компаний с p/e от 12 и выше, как будто им не будут ставить палки в колеса при попытках международной экспансии, хотя сейчас как раз то время когда гарантированно будут
И да, в компании, в которой я работаю (торгуется на Мосбирже, капитализация в рублях — двенадцатизначное число) постоянно внедряют новые программные продукты (за исключением майрософтовских, разумеется). Кто там разработчики — не знаю, не интересно. Но не думаю, что одни и те же — слишком сильно отличаются программы.
Так что это лишь ваши фантазии что можно что-то на коленке наваять кому-то впарить и забыть