Блог им. ChuklinAlfa
Рентабельность — это экономический показатель, который позволяет оценить, насколько эффективно компания использует свои ресурсы и возможности.
Этот показатель крайне важен, так как помогает оценить отдачу от активов бизнеса, реальную доходность и, самое главное, сравнить эффективность работы с конкурентами.
❗️Рентабельность следует сравнивать только с компаниями из одной отрасли. Сопоставлять, например, Газпром и Магнит, в корне неверно. Однако сравнение Роснефти и Лукойла будет корректным.
Виды рентабельности
Чаще всего используют четыре вида рентабельности:
✔️Рентабельность продаж (ROS)
✔️Рентабельность по EBITDA (EBITDA margin)
✔️Рентабельность активов (ROA)
✔️Рентабельность собственного капитала (ROE)
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Рентабельность продаж (ROS)
Этот показатель отражает, какую прибыль получает компания с каждого рубля проданной продукции.
Существует два способа расчета ROS:
1. Через чистую прибыль
2. Через прибыль до вычета налогов и процентов (EBIT)
Первый способ позволяет сравнивать конкурентов из одной отрасли внутри одной страны с сопоставимой выручкой, исключая влияние процентных и налоговых ставок. Например, ММК, Северсталь и НЛМК.
Второй способ подходит для сравнения компаний из разных стран, т.к. учитывает различия в налоговых ставках и процентных расходах. Например, в США и России эти показатели сильно отличаются, поэтому такой метод подходит для сравнения Лукойла и Exxon Mobil.
Формулы для расчета ROS:
1. ROS = Чистая прибыль / Выручка
2. ROS = (Прибыль до налогообложения + Уплаченные проценты) / Выручка
Результаты расчетов по двум способам будут различаться. ROS по EBIT всегда выше, так как учитывается прибыль до налогов и процентов. ROS по чистой прибыли будет ниже, поскольку в расчет берется чистая прибыль.
Рентабельность по EBITDA (EBITDA margin)
Этот показатель подходит для сравнения компаний из разных стран. EBITDA margin аналогичен ROS по второму способу (через EBIT), но не учитывает расходы на амортизацию.
EBITDA margin особенно полезен для анализа компаний из капиталоемких отраслей, таких как строительство, добыча полезных ископаемых, нефтегазовый сектор и переработка, где расходы на амортизацию значительны.
Формула для расчета EBITDA margin:
EBITDA margin = EBITDA / Выручка
Лайфхак: компании часто демонстрируют инвесторам именно этот показатель, так как он исключает налоги, проценты и амортизацию, что делает рентабельность более привлекательной. Однако реальная рентабельность может быть значительно ниже.
Рентабельность активов (ROA)
Этот показатель отражает, насколько эффективно компания использует свои активы.
Формула для расчета ROA:
ROA = Чистая прибыль / Активы
При расчете ROA учитываются все средства компании — как собственные, так и заемные. Чем крупнее бизнес, тем больше требуется вложений в оборотные средства, что снижает рентабельность активов. Поэтому у капиталоемких компаний, таких как Лукойл, Газпром, Новатэк, Северсталь, а также у ритейлеров и застройщиков, ROA будет ниже, чем у IT-компаний, фармацевтических или финтех-компаний.
Поэтому сравнивать ROA следует только между компаниями из одной отрасли.
Рентабельность собственного капитала (ROE)
Этот показатель учитывает только собственные средства компании, исключая обязательства. Чем выше ROE, тем эффективнее компания использует собственный капитал. Нормой считается показатель выше 20%.
Однако важно учитывать контекст:
👉При низких ставках по кредитам компании активно используют заемные средства, что может искусственно завышать ROE. Например, у МТС к 2018 году 70% капитала составляли займы, что привело к росту ROE до 101%. К 2021 году показатель достиг 649,9%, но в 2022 году собственный капитал стал отрицательным, и ROE упал до -356,9%.
👉При высоких ставках по кредитам компании чаще используют собственный капитал, что снижает ROE, но не указывает на неэффективность. Например, «Распадская» в 2021 году погасила займы на 29,7 млрд рублей, что привело к снижению ROE с 59,6% до 35,3% при сохранении прибыли.
Формула для расчета ROE:
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал
Подведем итог:
✔️Описанные виды рентабельности помогают оценить эффективность бизнеса — обычно чем выше цифры, тем эффективнее работает компания. Но бывают исключения — например, у капиталоёмких компаний ROA и ROE чаще всего не блещут.
✔️Сравнивайте компании только из одной отрасли, иначе сравнение будет некорректным. Если сравниваете компании из разных стран, то убирайте амортизацию и налоговые ставки, чтобы оценить эффективность ведения «чистого» бизнеса.
✔️Анализируйте динамику показателей и ищите объяснения изменениям. Вообще, если на протяжении последних 5 лет компании удаётся поддерживать рентабельность на одном уровне или даже наращивать — обычно это хорошо. Падение рентабельности обычно говорит о проблемах в бизнесе.
✔️Падение рентабельности не всегда свидетельствует о проблемах, например, у цикличных компаний. Но устойчивое снижение показателей может быть тревожным сигналом. Поэтому я смотрю обычно на график рентабельности и уже делаю на его основе выводы.
Вот такой пост друзья. Если полезно — накидайте лайков! Завтра вернёмся к разбору компаний, вышло много отчётов — надо всё посмотреть. Еще приглашаю вас в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy
если мы про инвестиции, а не кормежку крупняка и брокерни, то стоит оценить альтернативы.Если можно тупо получить два ключа в ВДО с широкой диверсификацией — зачем вообще идти в акции? Другое дело долгосрок — тут акции вне конкуренции со всеми «если». Посему стоимость капитала на сейчас — так себе показатель, имхо.