Блог им. eversini
Недавно я решила узнать, почему молодое поколение сотрудников работодатели считают «обнаглевшими»:
«Обнаглевшие зумеры» — что с ними делать?" — часть 1.
Задала наводящие вопросы и попросила ответить не через призму «они плохие», а через «что я могу с этим сделать?».
Всё-таки это живые люди, и у них на все есть свои причины и мотивация.
На частый вопрос «что это за специалисты такие?» приведу пример.
1. 17-летний DataScientist, который ищет инсайды в аналитике данных о клиентах и дает нестандартные решения.
2. 20-летняя telegram, instagram, Tik-tok, twitter etc strategist, которая 30ю постами в месяц может увеличить охваты и вовлеченность новой аудитории кратно.
3. 25-летний локальный инфлюенсер, которому доверяет ваша ЦА и готова покупать продукт после каждого его подкаста с вами.
Сегодня топ успешных бизнесов получают буст за счет подобных ходов. Допустим, ваша выручка 1 млн в месяц, а с ними 5 млн в месяц.
Что я думаю? — С позиции самих молодых сотрудников
Постараемся заглянуть к ним в голову:
1. Рынок труда сегодня — это сайт знакомств.
Сотрудники, особенно с «золотыми» компетенциями, тоже выбирают из множества альтернатив, тоже дают компаниям испытательный срок. Это чистый рынок. Сколько я стою сегодня? Кто дает за меня больше? Имеют право, если соответствуют.
2. Важный критерий — личный.
На уровне приятно/неприятно, моё/не моё, свой/чужой.
3. Уникальность и амбициозность проекта.
Зарплата, «престижная должность» не так интересны, если от рабочего места «веет кринжом»: «начальник, сотрудник, работник, зарплата, отпуск, план, карьерная лестница — всё это для нормисов и крепостных рабов из 2000-ых» ©. Они хотят быть частью чего-то большего, динамично развивающегося, современного, завидного для других.
4. Игра.
Увлекательный персональный рост.
Это поколение компьютерных и мобильных игр, где важнейший закон — вовлечение.
Они готовы работать 24/7 без сна и еды, если это будет приносить им регулярные моральные и материальные поощрения. «Вы — монстры. Вы круто постарались. Вы принесли в компанию денег больше среднего за полгода, вот вам бонус, в следующем месяце постарайтесь сделать ещё больше». Такие сотрудники быстро осознают свою цену и опыт, их уход — возможно, лишь вопрос времени, если связь «усилия — прогресс» нарушается. Но важнее тут, пожалуй, личная привязанность к компании, руководителю, доверительные отношения и тд.
5. Свобода.
Но с ожиданиями результатов и санкциями за тунеядство, в том числе возможность быстро попрощаться за «видимость бурной деятельности». Всё решает фактический результат, а не «обещания в ЗАГСе».
6. Возраст важен, но и старшее поколение становится инфантильным.
Особенно в сферах IT и соцсетей. Большинство — нытики невротики. Сотрудники 40+ хотят, чтобы их выслушали, поняли, проявили эмпатию, поддержали в трудный момент, «принесли латте» и тд. Дичь? Да.
7. Эмпатия.
Они хотят, чтобы прислушивались к их пожеланиям, идеям, инициативам, они хотят быть своими, близкими, понятыми и сами вас понимать. Наорать на зумера = стать его врагом. Главное — не перейти ту грань, где с ними приходится сюсюкаться постоянно, и конечно, на всё своя зона адекватности. В любом случае «должен» и «обязан» больше не работает. Это как брак. По договору всё может быть ок. Но всё главное на уровне ощущений и результатов.
Самая большая проблема — развелось много соискателей, которые требуют к себе такого эмпатичного и ценного отношения, не имея ни опыта, ни навыков, ни знаний, и за всю свою жизнь не получавшие результатов, чтобы что-то к себе требовать.
Считаю, что с необоснованно возомнившими о себе «кадрами» разговор должен строиться только через призму уже готовых решённых задач, кейсов, результатов эффективности. А то потом выясняется, что наше «премиальное брокерское» обслуживание и его «премиальные менеджеры» за всю свою жизнь ни один портфель на практике в прибыль не выводили, но на Белорусской стоят кофе пьют с довольными лицами.
Не всем и не всегда ведь вокруг них крутиться, результат и опыт придает ценность, а не требования.
Рынок всех уравняет, думаю.
это со стороны сотрудников...
На самом деле здесь тоже очень важно, что в голове у руководителей. Мнение одного из руководителей и владельцев бизнеса, приведу большой цитатой:
«Положим, три спеца, разогнавшие выручку — это ребята из областей, которые до определенного момента вами не исследовались. Пример из реальной жизни — агентство разогнало продажи автосалона через фотограм за год примерно в 10-20 раз. Они просто делали рилсы с тачками, интересный контент, придумали фишку — и все, продажи полетели в космос, с 5-10 в месяц до сотни.
Что делать в такой ситуации? Изучать опыт. Понятно, что собственник не может знать вообще всех процессов, происходящих в компании, на зубок — мне бы, например, будь я владельцем кафешки, было бы похрен, какой фирмы у меня салфетки или вилки на столах. Но азы он знать обязан, а в наиболее стратегически важных областях — быть хорошим специалистом.
Итак. Если у нас ушли „три кота“, берем за хибок эйчара и нанимаем/отсматриваем новых. Простые вопросы — как видите то, как делали, что бы подкрутили, что для этого надо, сколько хотите денег сегодня и через год. Но для этого важна наша предыдущая вовлеченность в процессы, потому что если сказать толком нечего — это по-любому провал.
Дальше. Один из вариантов — переговорить с ребятами еще раз и за определенную денежку оставить их как хотя бы консультантов, чтобы они донесли мысли до новых людей и иногда что-то советовали, помогали. Очень рабочая и живая история, потому что и ушедшим потешит эго, что их ценят, и есть элемент контроля над текущими процессами.
Следующий момент — ребяток сейчас заботит не только денежка, но и миссия компании, что мы вообще производим/продаем, их внутренний консенсус с этим. Если им не нравится продавать масклкары из-за выбросов — они не будут этого делать даже за полмульта в месяц фикса. То есть идеальный вариант — сделать так, чтобы ребята становились фанатами продукта.
Еще одно — нельзя возводить в абсолют сотрудников. Если так происходит — надо давать опцион или закреплять за собой жестче, чтобы уходить было и невыгодно, и неправильно. Незаменимые люди есть — с этим нет смысла спорить, но это скорее исключения.
Ну и последнее — у меня все-таки остается немного надежды, что не все зумеры — конченые долбоклювы. Общаясь с некоторыми ребятами, я от них в бешеном восторге. Но таких и правда меньшинство. Они закрытые, их надо раскачивать, выращивать, и тут должна быть уже мотивация и эйчара, и управленца ниже, чтобы они давали эффект.»
Всё, что я узнала на данный момент о рынках в моём бесплатном открытом канале.
Благодаря стараниям предыдущих поколений у зумеров и сформировалось стойкое отвращение к работе: выйти покурить — по талонам, опоздание на одну минуту — штраф, должен приходить в костюме «тройка» и пенсне, переработки — само-собой разумеющееся, а вы как хотели? Командный дух и всё такое. Ушёл раньше на минуту — штраф. Ещё будь добр сходи на субботник, воскресник и первомайскую демонстрацию.
Сами же компании жалуются на крайности среди соискателей, особенно когда свобода есть, рабочих 2 часа в день, дресс-код любой, зарплата высокая, бонусы, атмосфера, но все равно жалуются и уходят
Eugen Invest Malina, возможно, это поколение пытается превратить в жизнь главную древнюю мечту человечества — работать мало — получать много. И в уме старшего поколения — это чушь, но для нас в глубине души это всегда было в приоритете!
Наверное, дело в том, что в этом поколении молодые люди могут незамысловатыми действиями в сфере соцсетей, IT, брендов, связей с общественностью и сами получать много, и компаниям приносить большие деньги.
Чего стоят инфлюенсеры, аналитики данных, специалисты по соцсетям например для спортивных товаров, товаров для дома, косметики, чистой воды и тд.
Они умеют создавать ощущения
Мечта не работать была всегда и она движет прогрессом.
Вы пишите статьи наполненные романтикой, для hr маркетинга это верная стратегия. Дифицитный товар нужно искать покупать холеть и лелеить но это не потому что товар уникален, просто его мало.
Никто ничему не учиться, просто есть конъюктура рынка и обычно кто то путает тренд со своей гениальностью.
Eugen Invest Malina, обратите внимание, ведь зарубежных специалистов из Индии и Восточных Стран никто не запрещает завозить, но почему компании этого не делают? не горят желанием?
Наверное, дело в сфере — IT для исполнительных специалистов из Индии, но в сфере продвижения если бы мне косметику предлагала в инстаграм индийская женщина, было бы странно)
У вас рилмейкеры, что ж ищите в странах с русским языком например узбекистан
Ясно, что советские НИИ напоминали богадельни. Зарплата, чтобы выжить и работа не бей лежачего. Но люди остались те же.
Едва ли больше 10% нынешних молодых людей даже при достойной оплате подошли бы для содержательной и качественной работы. Вместо парткома тик-ток. Вместо посиделок с кофе — посиделки с кофе. Ну и так далее.
Между строк отсвечивает сплошной паразитизм: как бы присосаться задешево, и получать иксы. Найти неопытного мальчика с дудочкой, задурить ему голову, и подкармливая байками об экологичной траве и гуманном отношении к золотой антилопе, складировать сундуки с золотом.
Финал очевиден.
Себя раскачивайте и выращивайте, и своих детей, на нужный вам давальческий эффект. Недостаточно замотивированные эйчарщики...
Работники склонны переоценивать свои трудовые усилия и считать работодателей мироедами.
Работодатели видят, что качество рабочей силы в среднем низкое, а запросы явно завышенные.
Процентов на 80 правы и те и другие.
и не надо ставить телегу впереди лошади. какова аудитория, таковы требуются и контактеры с ней. раскрутить аудиторию «блиновских» на ярды могут только блиновские. они должны быть на одной волне. эйнштейны и толстые здесь ни при делах, никому не нужны)
Народ, в целом, это прекрасно понимает. Поэтому, банально, пытается хоть что-то урвать именно для себя прямо здесь и сейчас — пока ещё возможно ...
недавно обесценились. Важно стало только соотношение цена/качество. Причем это касается как работников, так и работодателей. Если это соотношение для любой из сторон неприемлемо и хотя бы одна из сторон не хочет договариваться, то они расстаются. И не стоит усложнять ситуацию и считать обнаглевшими только зумеров — работодатели часто не менее обнаглевшие, а ещё жадные и лживые.
Но при этом не стоит делать из нынешней ситуации с зумерами проблему. Человечество проходило конфликты поколений всю свою многотысячелетнюю историю, и этот пройдет.