Блог им. ChuklinAlfa
Источник: financemarker.ru
Друзья, сегодня разберём отчёт Делимобиля за 2024 год. На первый взгляд, цифры выглядят впечатляюще: выручка выросла на 34% до 27,9 млрд рублей, автопарк увеличился до 31,7 тыс. машин, а количество пользователей достигло 11,2 млн. Но давайте копнём глубже и посмотрим, что скрывается за этими цифрами.
Выручка действительно растёт: +34% за год, причём основной драйвер — каршеринг (+36%). Это говорит о том, что спрос на услуги компании увеличивается, особенно в условиях снижения доступности личных автомобилей. Однако рост выручки сопровождается огромными расходами: себестоимость продаж выросла на 54% (до 20,6 млрд рублей). Это связано с расширением автопарка до 31,7 тысяч машин, открытием новых СТО и ростом затрат на обслуживание. Компания активно инвестирует в инфраструктуру, но пока это бьёт по прибыли.
На данный момент сеть собственных СТО обслуживает около 85% парка компании. Делимобиль планирует увеличить до 90+% обслуживание парка на собственных СТО по итогам второго квартала 2025 года, а затем начать тестировать продажу услуг третьим сторонам.
Делимобиль вышел на рынки Сочи, Уфы и Перми — всего он работает теперь в 13 регионах. Среднемесячная активная аудитория сервиса (MAU) за 2024 год показала рост на 15% год к году и составила 600 тыс. пользователей.
EBITDA составила 5,8 млрд рублей, но рентабельность по EBITDA упала с 31% до 21%. Это серьёзное снижение, которое говорит о том, что бизнес становится менее эффективным. Чистая прибыль — всего 8 млн рублей. Для компании с выручкой почти 28 млрд это крайне низкий показатель. Основные причины: рост процентных расходов из-за увеличения ключевой ставки ЦБ до 21% и интенсивные инвестиции в масштабирование бизнеса.
Соотношение чистый долг/EBITDA достигло 5,1. Это высокий показатель, особенно для компании, которая активно расширяется. Для сравнения, в 2023 году этот мультипликатор был значительно ниже. Компания планирует снизить долговую нагрузку до 3 к концу 2025 года, но это будет непросто, учитывая текущие обязательства (17 млрд рублей к погашению в 2026 году).
Теперь к мультипликаторам. EV/EBITDA составляет 13,7x, что довольно высоко для компании с падающей рентабельностью. P/E и вовсе зашкаливает — 6 250, что говорит о сильной переоценке акций с точки зрения прибыли.
Риски очевидны: высокая долговая нагрузка, зависимость от макроэкономики (инфляция, дефицит кадров, волатильность курса рубля) и инвестиции в рост, которые пока не окупаются. Чистая прибыль почти нулевая, а долг растёт.
С другой стороны, компания сохраняет лидерство на рынке каршеринга в России. Собственная технологическая платформа и развитие СТО могут стать драйверами роста в будущем.
Так, компания реализует Operations Tech – технологический проект, который объединил все инициативы компании по совершенствованию ИТ-решений, осуществляющих сервисную поддержку автопарка. В стек вошли проекты, нацеленные на рост автоматизации и эффективности процессов обслуживания и ремонта авто, включая модели машинного зрения, «умные» алгоритмы для моек, создание «цифровых двойников» авто для предиктивной аналитики и прочее.
Однако планы по снижению долговой нагрузки и увеличению рентабельности выглядят амбициозно, но их реализация под вопросом.
Итог: Делимобиль — это история роста, но с большими рисками. Акции выглядят переоценёнными, а финансовая устойчивость вызывает вопросы. Как долгосрочный инвестор, я бы пока воздержался от покупки. Стоит дождаться улучшения финансовых показателей и снижения долговой нагрузки. Если компания выполнит свои планы, это может стать сигналом для входа. Но пока — наблюдаем.
Уважаемые коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy