Блог им. Selectel
Раз в неделю мы запрашиваем у инвесторов комментарии по самым интересным новостям и делимся их мнением с вами.
Ранее мы рассказывали, что российский рынок онлайн-торговли вырос с 1,7 триллионов до 12,6 триллионов рублей с начала пандемии. Сегодняшний пост на эту тему для нашего канала подготовил Александр Абрамян.
Ниже публикуем независимое мнение автора ❕
Помню, до пандемии заказ продуктов домой казался излишеством, чем-то странным: неужели сложно сходить в магазин? Доставка за 15 минут — что-то из области фантастики. Покупать что-то на маркетплейсах? Зачем, ведь везти будут долго, ассортимент небольшой, да еще и не пощупаешь вещь перед покупкой, — так я (да и почти все) думали в 2019 году.
Пандемия все изменила: часто нельзя было даже выходить из дома, поход в общественное место вызывал эмоции, будто это вылазка из бункера в условиях зомби-апокалипсиса. Так сложились фактически идеальные условия для рынка электронной коммерции, объем которого в 2019 году составлял 1,7 триллиона рублей — или 5% от всего рынка ритейла.
Прошло всего пять лет, а мир до неузнаваемости изменился. Пункт выдачи какого-нибудь маркетплейса есть уже чуть ли не в каждом дворе и даже в небольших поселках. Там, где раньше надо было ехать под сотню километров до рынка, теперь окно к миллионам товаров. Вместо потраченных десятков часов жизни на походы в магазины — время для чего-то более важного. Курьер стал высокооплачиваемой профессией, появились продавцы на маркетплейсах и связанные с индустрией занятия, — и жизни многих тысяч людей изменились к лучшему.
Онлайн-революция произошла. По итогам 2024 года рынок электронной коммерции достиг 12,6 триллионов рублей, заняв 23% рынка ритейла. Рост в 7,5 раз за пять лет! Теперь это вполне зрелый бизнес — и за счет высокой базы темпы роста начинают замедляться.
Если раньше ключевые игроки наращивали оборот х2 ежегодно, то по итогам 2024 года рост составил 54%. Что тоже очень много.
Ключевая проблема роста остается прежней: ритейлеры банально не успевают строить и оборудовать склады, искать на них персонал, чтобы справляться с высоким спросом и обеспечивать короткие сроки доставки. Хотя это проблемы временные. Чего же ждать дальше ❔
По прогнозам консалтинговой компании «Яков и партнеры», в базовом сценарии к 2030 году рынок онлайн-коммерции вырастет еще в 2,6 раза, до 32,3 триллионов рублей. Не так стремительно, как раньше, но и бизнес становится уже более зрелым, да и порядок цифр (прибыли, выручки, капитализации) уже совсем иной. Так что перспективы у рынка электронной коммерции самые радужные.