Блог им. svoiinvestor
🚂 По данным РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (конечно, необходима ещё цена сырья, и не все используют только ЖД для транспортировки). Давайте рассмотрим данные за март:
💬 В марте погрузка составила 97,7 млн тонн (-7,2% г/г, в феврале 2024 г. — 87 млн тонн), 10 месяцев подряд погрузки ниже 100 млн тонн, в марте продолжается обвал и это при низкой базе прошлого года. Напомню вам, что последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог — 18 месяцев подряд снижения.
💬 Погрузка за 2025 г. составляет 277,7 млн тонн (-6,1% г/г), продолжаем двигаться в одном направлении по цифрам с кризисным 2009 годом (даже в ковид было лучше).
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (взял основное):
🗄 Каменный уголь — 28,5 млн тонн (-4,7% г/г)
🗄 Нефть и нефтепродукты — 17,1 млн тонн (-7,6% г/г)
🗄 Железная руда — 9,5 млн тонн (0% г/г)
🗄 Чёрные металлы — 4,9 млн тонн (-12,5% г/г)
🗄 Химические и минеральные удобрения — 6,4 млн тонн (+4,9% г/г)
🗄 Лесные грузы — 2,7 млн тонн (+8% г/г)
🗄 Зерна — 2 млн тонн (-33,3% г/г)
🗄 Строительных грузов — 8,2 млн тонн (-18,8% г/г)
➕ В недавнем разборе за 2024 г. про ФосАгро (удобрения) писал, главное для компании, что ЭП с 2025 г. исчезает, и это сэкономит порядка +30₽ млрд, также цены на удобрения растут, поставки по РЖД увеличиваются. Сама компания будет отдавать предпочтение гашению задолженности, а не ее рефинансированию (то есть в 2025 г. FCF будет идти на долги, а не дивиденды), поэтому в выплате финальных дивидендов в долг за 2024 г. целесообразности 0, при такой долговой нагрузки.
➕ Лесные грузы в плюсе, но разве из-за этого исчезнут долги Сегежи? Доп. эмиссия всему голова.
➖ Главный груз РЖД в минусе, угольщикам (Распадская, Мечел) не помогает даже обнуление экспортных пошлин (государство пристально следит за кризисом в угольной промышленности). Всё же санкции, рост тарифов перевозки (южное направление убыточное) и снижение цен сырьё бьёт по заработку компаний.
➖ РФ в 2024 г. 6 месяцев не придерживалась плана сокращения, в феврале 2025 г. добыла нефти — 8,973 млн б/с (-4 тыс. б/с по сравнению с прошлым месяцем), в 2025 г. происходит компенсация по добыче за ранее превышенные квоты, но по сути уже вышли на плато по добыче (в апреле должны приступить к росту добычи сырья), но январские санкции снизили потенциал поставок.
➖ Чёрные металлы и цветные продолжают своё падение на дно, по данным WSA в феврале выпуск стали в РФ падает 11 месяцев подряд, было выпущено 5,8 млн тонн (-3,4% г/г). Минимальные дивиденды ММК за II полугодие 2024 г. намекают на продолжающийся кризис, а отрицательный FCF и отмена дивидендов Северсталью за IV кв. только укрепляет данное утверждение. Проблемы металлургов всё те же (строительная активность замедлилась, цена на сталь продолжает снижаться, новые налоги и перестроение логистики).
➖ В зерне «шикарнейший» минус из-за слабой урожайности.
➖ Строительные грузы полетели вниз из-за того, что с 1 июля завершилась массовая льготная ипотека и видоизменилась семейная, а мы знаем, что, например, у ЛСР доля заключенных новых контрактов в 2024 г. составила 163₽ млрд (-24,5% г/г). Тем самым застройщики пытаются меньше строить, чтобы ограничить предложение и нормализовать спрос.
📌 Роль ВПК и поставки по ж/д первоочерёдные, поэтому некоторые перевозки могут страдать из-за этого, но проблемы происходят и в самой компании (нехватка локомотивов, комплектующих и персонала), но она отмалчивается, не предпринимая никаких к этому действий.
С уважением, Владислав Кофанов
Телеграмм-канал: t.me/svoiinvestor
Большое спасибо за обзор, что хочу отметить, март является очень показательным для РЖД, поскольку в январе «не грузят», февраль маленький, а вот такая погрузка в марте знак очень плохой, а впереди ещё лето и разворот летних путевых работ (сеть встанет колом, скорость продвижения упадет), плюс летние пассажирские перевозки и проблемы с эффективностью самой компании, так осенью прошлого года они фактически «зашили» сеть. Очевидно, что РЖД снова будет надеяться на осень и конец года, что-ж будем следить за развитием ситуации, но пока все очень печально