Блог им. MKrrr
🔹передано в лизинг ~6000 ед. транспорта (-56%)
🔹общая стоимость с НДС 21,7 млрд (-61%)
🔹объем нового бизнеса ЛА -59%, в ЛКТ -65%
Европлан видит причину в жесткой ДКП, ожидает сохранения в течение всего 2025 года и общее падение рынка на 40-50%
Высокая ключевая ставка привела к снижению спроса на инвестиционные проекты и личное потребление. Т.к. легковые автомобили часто покупают для представительских целей / как личный актив директоров – спрос на это снизился: прибыль бизнеса снизилась, как и доступность кредитов.
Основа лизингового бизнеса сломалась: раньше с учетом инфляции стоимость автомобилей снижалась медленнее, а 2022 год показал, что даже может расти. То, что купили в 2021 за 1 млн, к концу 2022 стоило 2 млн. Но сейчас мы наблюдаем обратную динамику: цены на легковые автомобили снизились на 15-20%. Грузовой транспорт снижается на 20-25%. Вторичный рынок под давлением от накопившегося стока лизинговых компаний.
Стоимость риска (резерв по ожидаемым кредитным убыткам / лизинговый портфель) выше, чем в пандемию / кризис 2014 / кризис 2008 (на графике нет, но в реальности CoR был ниже 1%)
• Обычно в кризис валюта растет, а за ней – транспорт и техника. Поэтому даже те, кто не может больше платить за лизинг – выкупает актив и продает сам. Сейчас уникальная ситуация крепкого рубля. Новая техника сегодня стоит дешевле, чем купленная год назад. Проще не платить за лизинг
• Жесткая ДКП создала сверх-дорогую стоимость денег. Если контрагенты (заказчики) могут заплатить позже – они платят позже, размещая деньги на депозитах. Никто теперь не платит раньше
• Колоссальный рост расходов: цена на рабочую силу, сырье, материалы – все выросло. Но не всегда можно рост цены переложить на покупателя. Есть твердые контракты прошлых лет, есть желание сохранить объем. Иногда приходится жертвовать маржой
Лизинговый бизнес – всегда риск, ведь это перепродажа денег под покупку устаревающего актива. Иногда за этот актив не платят. Иногда он теряет в цене быстрее, чем клиент гасит долг. При этом, мы позитивно смотрим на облигации лизинговых компаний первого эшелона:
• значительный опыт в риск-менеджменте, пережили много кризисов и многому научились, выстроили системы
• оптимизация затрат (скидки на покупку, свои подразделения для изъятия и продажи, договоренность с поставщиками об опте)
• более дешевое финансирование (сравните доходность облигаций Европлан и лизинговых 2-3 эшелона)
Мы осторожно относимся к лизинговым компаниям за чертой ТОП-10 или ТОП-20, но неизменно любим Роделен и Аренза ПРО, которые нашли свою узкую нишу на рынке. Но мы сторонники диверсификации и более крупные суммы отдаем более крупным компаниям:
— Европлан
— Балтийский лизинг
— Интерлизинг
Это основа наших портфелей автоследования
👉наш закрытый супер канал для профи Кот.Финанс PRO
👉наш любимый канал про инвестиции Кот.Финанс