Блог им. VladProDengi
Прочитал книгу «Невидимая стоимость» А. Дамодарана.
Самая интересная мысль для меня — как найти недооцененные компании через мультипликатор + сопутствующую переменную.
Вот 3 типа компаний, которые рекомендует покупать Дамодаран.
1️⃣ Низкий коэффициент P/E при высоких ожидаемых темпах роста прибыли на акцию.
Это же коэффициент PEG (P/E деленный на темпы роста). Чем ниже, тем лучше. Вот, например:
PEG Ленты 2025 = 4,98 / 18 = 0,28
PEG Хендерсона 2025 = 6,38 / 19 = 0,34
PEG Ленты меньше, значит, она интереснее.
2️⃣Низкий коэффициент P/BV при высоком ROE (для финсектора).
На мой взгляд, особенно интересно найти компанию, которая дешево оценивается по P/BV при среднем высоком ROE. Возможно, у этой компании ROE временно стал ниже, поэтому она подешевела по P/BV. И это возможность.
При текущей оценке подходит под критерии Совкомбанк.
3️⃣ Низкий коэффициент EV/EBITDA с низкими потребностями в реинвестировании (CAPEX).
EBITDA – показатель операционного денежного потока, но одним компаниям нужно инвестировать много денег в поддержание своей деятельности (например, промышленным и энергетическим), а другим — нет. Например, ритейлу, Хедхантеру, медицинским компаниям не надо тратить большие деньги на поддерживающий CAPEX, они должны оцениваться дороже по EV/EBITDA.
Поэтому нужно аккуратно сравнивать компании по EV/EBITDA друг с другом (особенно, из разных сфер), лучше смотреть на P/FCF. Это мой вывод 😉
Согласны с советами А. Дамодарана? Какие мультипликаторы вы считаете ключевыми для оценки?
Упоминал в хорошем ключе Ленту и Совкомбанк в примерах, по ссылкам мои подробные обзоры, рекомендую:
Обзор Ленты: t.me/Vlad_pro_dengi/1569
Обзор Совкомбанка: t.me/Vlad_pro_dengi/1553
Подпишитесь на мой канал, чтобы читать качественную аналитику по российскому рынку!
Никогда не понимал зачем считать этот мультипликатор, если прибыль на акцию по факту нуль!!! Мозг домохозяйкам вынести???!!! Но при этом я всегда смотрю выручку к прибыли, 39,5!!! Типа накрутка в сетях скромных пол процента)))
Надо анализировать не мульты, а причины.
А также факторы, которые в будущем приведут нас к более высоким мультам.
Вот он грааль
Это обычное дело: большая доходность предполагает больший риск (который и отражают низкие мультипликаторы).
Естественно, мульты они смотрят скорректированные, а не чисто берут данные из отчётности без корректировок.
С тобой согласен про то, что всегда надо выяснять причины дешевизны.
Особенно в контексте ловушек стоимости (Интер РАО, Юнипро, ВТБ, даже твоего Сургута ), при этом если мы говорим про оценку компаний, где ловушек стоимости нет — то мульт + сопутствующий показатель могут дать нам хорошую картину и помочь с выбором.
В том же ритейле или IT, на мой взгляд, хорошо применимо.
Смотришь P/NIC, и темпы роста, и предпочитаешь Аренадату/Диасофт, чем IVA/Positive.