Трудно не думать о фондовом рынке как о человеке: его настроение может измениться с раздражительного на беспричинно радостное, он может поспешно среагировать в один день и все компенсировать на следующий день. Но может ли психология действительно помочь нам понять финансовые рынки? Предоставляет ли она нам практические стратегии выбора акций? Теоретики по поведенческим финансам считают, что да.
Принципы поведенческих финансов
Эта область исследований утверждает, что люди далеко не так рациональны, как описывает традиционная теория финансов. Инвесторам, которым интересно как эмоции и искажения влияют на цены акций, поведенческие финансы предлагают несколько любопытных описаний и объяснений.
Идея, что психология движет фондовым рынком, идет вразрез с установленной теорией, согласно которой рынки являются эффективными. Сторонники гипотезы эффективного рынка говорят, что любая новая информация, относящаяся к стоимости компании, быстро попадает в цены рынка через процесс арбитража.
Но тем, кто прошел через пузырь интернет-технологий и последующий крах, довольно трудно поверить в теории эффективного рынка. Специалисты по поведению объясняют, что иррациональное поведение – это не аномалия, а обычное дело. В самом деле, исследователи смогли воспроизвести поведение рынка, используя очень простые эксперименты.
Важность убытков против ценности прибыли
Вот один из экспериментов: предложить кому-нибудь выбор между тем, чтобы получить $50 и получить возможность бросить монетку и выиграть $100 или не выиграть ничего. Скорее всего, человек выберет $50. И наоборот, если предложить выбор между потерей $50 и возможностью потерять $100 или ничего не потерять, то человек, вероятно, захочет бросить монетку. Возможность бросить монетку присутствует в обоих сценариях, но люди пойдут на это, чтобы спасти себя от убытков, хотя могут потерять еще больше. Люди склонны считать, что возможность отыграть потери более важна, чем возможность получить больший выигрыш.
Приоритет избегания потерь справедлив и для инвесторов. Просто подумайте о том, как акционеры Nortel Networks наблюдали за падением акций с $100 за акцию в начале 2000 года до менее чем $2. Независимо от того, на сколько низко упала цена, инвесторы верят, что она в конечном итоге снова вырастет, и все равно держат акции.
Стадо или самостоятельность
Стадный инстинкт объясняет, почему люди склонны подражать другим. Когда рынок движется вверх или вниз, инвесторы боятся, что другие знают больше или обладают более подробной информацией. Следствием является то, что инвесторы чувствуют сильное желание делать то, что делают другие.
Поведенческие финансы также обнаружили, что инвесторы склонны придавать слишком большое значение суждениям, полученным из маленькой выборки данных иди из отдельных источников. Например, известно, что если аналитик выбирает выигрышные акции, то инвесторы приписывают это навыкам, а не удаче.
С другой стороны, убеждения инвесторов не так легко поколебать. В конце 1990-х годов инвесторов охватила вера, что любое внезапное падение на рынке – хорошее время для покупки. Более того, эта точка зрения все еще царит. Инвесторы часто слишком уверены в своих суждениях и имеют склонность бросаться на единственную «говорящую» деталь, а не прислушиваться к более очевидному среднему.
Как можно использовать поведенческие финансы на практике?
Помогут ли эти исследования инвесторам обогнать рынок? В конце концов, нехватка рациональности должна предоставить много прибыльных возможностей для умных инвесторов. Однако на практике мало кто из инвесторов, использующих стратегию стоимости (value investor), использует поведенческие финансы для отбора дешевых акций с неплохой доходностью. Влияние поведенческих финансов по-прежнему чаще исследуют в научных кругах, чем при практическом управлении денежными средствами.
Несмотря на то, что поведенческие финансы указывают на многочисленные отклонения от рациональности, они предлагают мало решений, которые делают деньги из рыночных страстей. Роберт Шиллер (Robert Shiller), автор книги «Иррациональное изобилие» («Irrational Exuberance») (2000 год), выявил, что в конце 1990-х годов рынок был в центре пузыря. Но он не мог сказать, когда тот лопнет. Точно так же на падении рынка специалисты по поведению человека не смогут нам сказать, когда рынок достигнет дна. Однако они могут описать как это вероятно будет выглядеть.
Заключение
Специалисты по поведению человека до сих пор не придумали вразумительной модели, которая в действительности прогнозирует будущее, а не просто задним числом объясняет, что рынок сделал в прошлом. Главный урок состоит в том, что теория не говорит людям, как обогнать рынок. Вместо этого, она говорит, что психология влияет на то, что рыночные цены и фактическая стоимость ценных бумаг отклоняются от нормы с течением длительного времени.
Поведенческие финансы не предлагают инвестиционных чудес, но, возможно, они помогут инвесторам научиться следить за своими действиями, что в свою очередь, поможет избежать ошибок, которые уменьшают личное благосостояние.
Автор: Ben McClure
Источник:
An Introduction To Behavioral Finance
люди не любят узнавать правду о себе.
здесь еще не так жестко, как в некоторых других книжках.