На нашем рынке едва ли найдешь публичную компанию, тем более blue chip, с полноценным растущим трендом от года к году. Один из представителей редкого вида – «Магнит», который за 2013 год уже не один раз успел переписать исторические максимумы, не смотря на вал обзоров о перекупленности и переоцененности. Ну а тех, кто купил и держит весь этот рост акции «Магнита», еще меньше, я лично знаю только одного долгосрочника, но он вообще никогда не продает акции и торгует без плеча.
Сеть магазинов «Магнит» — ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России. До недавнего времени компания занимала вторую строчку по показателю выручки (по количеству магазинов «Магнит» уже давно обошел своего конкурента), но в первом квартале 2013 года произошло знаковое событие: «Магнит» обогнал своего главного конкурента «X5 Retail Group» (выручка 131.2 млрд. руб. против 126.3 млрд. руб.). Прогноз по выручке на год был 29-30%, что вполне реально, учитывая статистику от месяца к месяцу. Пройдемся по основным новостным заголовкам последних месяцев:
— Выручка «Магнита» в июне выросла на 30.3%, во 2 квартале — на 32.5%, в 1 полугодии 2013 года — на 31.5%
— Выручка «Магнита» за период с января по июль 2013 года выросла на 31.2%
— Выручка «Магнита» в августе 2013 года увеличилась на 29.23%
— «Магнит» в сентябре 2013 года увеличил выручку на 27.94%
— «Магнит» увеличил выручку в октябре 2013 года на 26.73%
Прогноз на год вполне выполним, учитывая агрессивную стратегию «Магнита». Уже сейчас компания насчитывает: 6880 магазинов у дома, 150 гипермаркетов, 33 семейных магазина и 677 магазинов косметики (последних было больше, бизнес явно нерентабельный, поэтому акцент делается не на него). Давайте посмотрим на график роста общего числа магазинов без разделения на сектора:
В этом году компания не выполняет план по открытию новых косметических магазинов, однако, они составляют лишь 2% от всего массива, так что на общие результаты это не окажет особого влияния, зато видна дальнейшая стратегия развития компании. Сейчас рынки Центрального и Южного регионов уже достаточно насыщенные, поэтому компания переключается на Восток, планируется масштабное развитие в Уральском и Сибирском регионах, где присутствие ритейлера существенно ниже, чем в остальных регионах.
О масштабах компании. ВВП России в рублевом выражении за 2012 год составил чуть более 62 трлн. руб. Выручка «Магнита» составила 448.6 млрд. руб.
Это 0.72% от ВВП страны…
Семьдесят две сотых от ВВП России за год!
По-моему это очень круто.
Теперь сводная таблица по экономическим показателям и основным мультипликаторам:
Что хочется выделить из таблицы:
- резкий скачек рентабельности продаж
- рост уверенности инвесторов в способности компании увеличивать прибыль от года к году
- резкий рост рентабельности инвестиционного капитала, инвестиционной привлекательности
- стоимость компании увеличилась (без учета курсового роста акций)
- показатель EV/S говорит о том, что сверхзавышенных ожиданий пока нет, рынок адекватно оценивает рост финансовых показателей компании
- значение EV/EBITDA было близко к «пузырю» в 2009 году, а сейчас оно находится на нормальном уровне, что опять же свидетельствует об отсутствии переоцененности компании
Я так думаю, что такой скачек обусловлен не только финансовыми показателями, но и тем, как «Магнит» ведет свою деятельность. Отличная логистическая модель, грамотный подход к работе с персоналом, ясный план по развитию. Все эти вещи делают компанию одним из лидеров не только сектора, но и нашего рынка в целом.
В 2013 году все отчетности выходили на уровне ожиданий менеджмента, что обусловило устойчивый рост компании и спровоцировало спрос на акции, пусть и на первый взгляд чрезмерный. Каждую отчетность разбирать не будем, взглянем на данные из отчета за 9 месяцев 2013 года:
За 9 месяцев 2013 года выручка ОАО «Магнит» в рублях выросла на 30.58% до 417,179.66 млн рублей против 319,485.04 млн руб. за 9 месяцев2012 г. Об этом свидетельствуют данные неаудированной отчетности за 9 месяцев 2013 года в соответствии с МСФО. Рост чистой выручки связан с увеличением торговых площадей и ростом сопоставимых продаж на 4.64% (без НДС), отмечается в сообщении компании. Рост выручки в долларовом выражении составил 28.44%: с $10,273.36 млн за 9 месяцев 2012 года до $13,194.79 млн за аналогичный период 2013 года.
Чистая прибыль компании за отчетный период выросла на 41.92% и составила 23,829.90 млн руб. ($753.71 млн) против 16,791.15 млн руб. ($539.94 млн) годом ранее.
Валовая маржа «Магнита» увеличилась до 27.96%. Валовая прибыль в рублях выросла на 40.05% с 83,299.50 млн руб. ($2,678.58 млн) до 116,660.06 млн руб. ($3,689.79 млн). Показатель EBITDA в рублях вырос на 35.62% — с 32,743.51 млн руб. ($1,052.90 млн) за 9 месяцев 2012 года до 44,405.68 млн руб. ($1,404.49 млн) за 9 месяцев 2013 года. Маржа EBITDA за отчетный период 2013 года составила 10.64%.
Все финансовые показатели растут в рамках ожиданий менеджмента, что не может не радовать. По отношению к росту курсовой стоимости акций есть небольшая переоцененность, промежуточные коэффициенты чуть хуже, чем по итогам 2012 года. Но я бы обратил ваше внимание на такой показатель, как Forward P/E, его значение ниже текущего уровня P/E, что является небольшим сигналом на покупку.
В заключении небольшая историческая справка. Если брать аналогов из внешнего мира, я бы вспомнил историю Wal-Mart. С 1988 по 1993 год акции компании показали хороший пятилетний рост, после чего началась коррекция, продлилась она до 1997 года. Картина была такая:
После этого начался мощнейших трехлетний вынос, в результате которого все биржевые журналы пестрили заголовками о сильной переоцененности «Волмарта», что надо продавать, ибо грядет:
Но вопреки всем прогнозам бумага залегла в долгосрочный боковик, стала цикличной, начала показывать стабильный рост в сезон роста потребительской активности и, что не менее важно, в 2008 году это была одна из немногих компаний, которая положила на кризис большой болт и не упала.
Так что не обращайте внимания на комментарии скептиков, я уверен, что Магнит еще не исчерпал силы для роста. Особенно на нашем депрессивном рынке, где такие самородки редкость!
У нас в Перми ни в одном Магните не обслуживают пластиковые карты, в др. регионах наверное тоже (повод задуматься о сути Магнита).
1 чистая прибыль в 12 г больше 11г в 2 раза… а выручка за тот же срок увеличилась на всего на 20%… вопрос в студию… откуда прибыль взялась?
2 краткосрочный долг за тот же период вырос на 70%…
Некоторые утверждают, что туда ходят тариться только пенсионеры, потому что там цены низкие, и при этом там некачественные продукты.
Другие утверждают, что тарятся там сами и всегда хорошие продукты и, опять же, низкие цены.
Сам я был единственный раз в Магните в Краснодаре, который как раз напротив Тандера стоит. Не нашел, к чему придраться. Более того, осталось положительное впечатление от посещения.
очень хочется посмотреть как Магнит будет сгребать рынок в Екатеринбурге )), при сложившейся конкуренции.
А фуры на из РЦ в Кропоткине стоят сутками, чтобы разгрузится.