Блог им. cleveryoung

МАГНИТ. Суперкомпания или суперпузырь?

На нашем рынке едва ли найдешь публичную компанию, тем более blue chip, с полноценным растущим трендом от года к году. Один из представителей редкого вида – «Магнит», который за 2013 год уже не один раз успел переписать исторические максимумы, не смотря на вал обзоров о перекупленности и переоцененности. Ну а тех, кто купил и держит весь этот рост акции «Магнита», еще меньше, я лично знаю только одного долгосрочника, но он вообще никогда не продает акции и торгует без плеча.
МАГНИТ. Суперкомпания или суперпузырь?
Сеть магазинов «Магнит» — ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России. До недавнего времени компания занимала вторую строчку по показателю выручки (по количеству магазинов «Магнит» уже давно обошел своего конкурента), но в первом квартале 2013 года произошло знаковое событие: «Магнит» обогнал своего главного конкурента «X5 Retail Group» (выручка 131.2 млрд. руб. против 126.3 млрд. руб.). Прогноз по выручке на год был 29-30%, что вполне реально, учитывая статистику от месяца к месяцу. Пройдемся по основным новостным заголовкам последних месяцев:


— Выручка «Магнита» в июне выросла на 30.3%, во 2 квартале — на 32.5%, в 1 полугодии 2013 года — на 31.5%
— Выручка «Магнита» за период с января по июль 2013 года выросла на 31.2%
— Выручка «Магнита» в августе 2013 года увеличилась на 29.23%
— «Магнит» в сентябре 2013 года увеличил выручку на 27.94%
— «Магнит» увеличил выручку в октябре 2013 года на 26.73%
 
Прогноз на год вполне выполним, учитывая агрессивную стратегию «Магнита». Уже сейчас компания насчитывает: 6880 магазинов у дома, 150 гипермаркетов, 33 семейных магазина и 677 магазинов косметики (последних было больше, бизнес явно нерентабельный, поэтому акцент делается не на него). Давайте посмотрим на график роста общего числа магазинов без разделения на сектора:
МАГНИТ. Суперкомпания или суперпузырь?
В этом году компания не выполняет план по открытию новых косметических магазинов, однако, они составляют лишь 2% от всего массива, так что на общие результаты это не окажет особого влияния, зато видна дальнейшая стратегия развития компании. Сейчас рынки Центрального и Южного регионов уже достаточно насыщенные, поэтому компания переключается на Восток, планируется масштабное развитие в Уральском и Сибирском регионах, где присутствие ритейлера существенно ниже, чем в остальных регионах.
МАГНИТ. Суперкомпания или суперпузырь?

О масштабах компании. ВВП России в рублевом выражении за 2012 год составил чуть более 62 трлн. руб. Выручка «Магнита» составила 448.6 млрд. руб.
Это 0.72% от ВВП страны…
Семьдесят две сотых от ВВП России за год!
По-моему это очень круто.
 
Теперь сводная таблица по экономическим показателям и основным мультипликаторам:
 
МАГНИТ. Суперкомпания или суперпузырь?

Что хочется выделить из таблицы:
  • резкий скачек рентабельности продаж
  • рост уверенности инвесторов в способности компании увеличивать прибыль от года к году
  • резкий рост рентабельности инвестиционного капитала, инвестиционной привлекательности
  • стоимость компании увеличилась (без учета курсового роста акций)
  • показатель EV/S говорит о том, что сверхзавышенных ожиданий пока нет, рынок адекватно оценивает рост финансовых показателей компании
  • значение EV/EBITDA было близко к «пузырю» в 2009 году, а сейчас оно находится на нормальном уровне, что опять же свидетельствует об отсутствии переоцененности компании
Я так думаю, что такой скачек обусловлен не только финансовыми показателями, но и тем, как «Магнит» ведет свою деятельность. Отличная логистическая модель, грамотный подход к работе с персоналом, ясный план по развитию. Все эти вещи делают компанию одним из лидеров не только сектора, но и нашего рынка в целом. 

В 2013 году все отчетности выходили на уровне ожиданий менеджмента, что обусловило устойчивый рост компании и спровоцировало спрос на акции, пусть и на первый взгляд чрезмерный. Каждую отчетность разбирать не будем, взглянем на данные из отчета за 9 месяцев 2013 года:
 
За 9 месяцев 2013 года выручка ОАО «Магнит» в рублях выросла на 30.58% до 417,179.66 млн рублей против 319,485.04 млн руб. за 9 месяцев2012 г. Об этом свидетельствуют данные неаудированной отчетности за 9 месяцев 2013 года в соответствии с МСФО. Рост чистой выручки связан с увеличением торговых площадей и ростом сопоставимых продаж на 4.64% (без НДС), отмечается в сообщении компании. Рост выручки в долларовом выражении составил 28.44%: с $10,273.36 млн за 9 месяцев 2012 года до $13,194.79 млн за аналогичный период 2013 года.
Чистая прибыль компании за отчетный период выросла на 41.92% и составила 23,829.90 млн руб. ($753.71 млн) против 16,791.15 млн руб. ($539.94 млн) годом ранее.
Валовая маржа «Магнита» увеличилась до 27.96%. Валовая прибыль в рублях выросла на 40.05% с 83,299.50 млн руб. ($2,678.58 млн) до 116,660.06 млн руб. ($3,689.79 млн). Показатель EBITDA в рублях вырос на 35.62% — с 32,743.51 млн руб. ($1,052.90 млн) за 9 месяцев 2012 года до 44,405.68 млн руб. ($1,404.49 млн) за 9 месяцев 2013 года. Маржа EBITDA за отчетный период 2013 года составила 10.64%.
 
Все финансовые показатели растут в рамках ожиданий менеджмента, что не может не радовать. По отношению к росту курсовой стоимости акций есть небольшая переоцененность, промежуточные коэффициенты чуть хуже, чем по итогам 2012 года. Но я бы обратил ваше внимание на такой показатель, как Forward P/E, его значение ниже текущего уровня P/E, что является небольшим сигналом на покупку.
 
В заключении небольшая историческая справка. Если брать аналогов из внешнего мира, я бы вспомнил историю Wal-Mart. С 1988 по 1993 год акции компании показали хороший пятилетний рост, после чего началась коррекция, продлилась она до 1997 года. Картина была такая:
МАГНИТ. Суперкомпания или суперпузырь?
После этого начался мощнейших трехлетний вынос, в результате которого все биржевые журналы пестрили заголовками о сильной переоцененности «Волмарта», что надо продавать, ибо грядет:
МАГНИТ. Суперкомпания или суперпузырь?
Но вопреки всем прогнозам бумага залегла в долгосрочный боковик, стала цикличной, начала показывать стабильный рост в сезон роста потребительской активности и, что не менее важно, в 2008 году это была одна из немногих компаний, которая положила на кризис большой болт и не упала.
МАГНИТ. Суперкомпания или суперпузырь?
Так что не обращайте внимания на комментарии скептиков, я уверен, что Магнит еще не исчерпал силы для роста. Особенно на нашем депрессивном рынке, где такие самородки редкость!
★9
41 комментарий
В России с таким то счастьем, да на свободе? А вы уверены, что менеджмент не похитил все товары магнита?
avatar
Maxim Sheyko, заходил недавно в Магнит в Солнечногорске, вроде нет, все на месте)
avatar
Maxim Sheyko, это ненадолго, ст 174 УК РФ пока не отменили…
У нас в Перми ни в одном Магните не обслуживают пластиковые карты, в др. регионах наверное тоже (повод задуматься о сути Магнита).
avatar
vova_1965, В маленьких магнитах формата «магазин у дома» нигде не принимают карты. Только в гипермаркетах.
avatar
vova_1965, А что, в России для пенсионеров наличные деньги отменили?
avatar
CAHbI4, речь не о пенсионерах, а о сути Магнита…
avatar
vova_1965, и что? То что на маленькие магазины формата «у дома» не заключаются договора эквайринга из соображения оптимизации их работы, это говорит Вам о какой то «сути». Они так постоянно работают, и ничего, самая крупная сеть в России, что я Вам рассказываю, смотрите график.
avatar
Maxim Sheyko, Я уверен. У менеджмента нет таких полномочий. На всех уровнях вертикальный и перекрестный контроль.
avatar
судя по карте, магазины Магнита есть даже на Новой земле!
avatar
DMprofit, так и есть, на сайте у них нашел
avatar
у магнита не сходится отчет где то лажа…
1 чистая прибыль в 12 г больше 11г в 2 раза… а выручка за тот же срок увеличилась на всего на 20%… вопрос в студию… откуда прибыль взялась?
2 краткосрочный долг за тот же период вырос на 70%…
avatar
ves2010, Это именно тогда они озвучили новую стратегию агрессивного развития компании, у них был большой объем инвестиций, которые в итоге попали в графу долговой нагрузки.
avatar
ves2010, Да вариантов увеличить чистую прибыль при постоянной выручке достаточно — и оптимизация затрат\персонала и налоговые оптимизации и т.д.
avatar
Maxim Sheyko, это все фантазии… надо в отчете смотреть… имхо провели переоценку своих активов и записали в чистую прибыль…
avatar
Maxim Sheyko, Оптимизация затрат идет постоянно. Постоянно проходят идейные комитеты… Рядовые сотрудники сами выдвигают идеи, которые затем рассматриваются. Экономия на всем… И на зарплатах тоже )
avatar
cyberpunk, у вас есть знакомые, кто в магните работает? очень интересно было бы изнутри послушать)
avatar
Олег Ельцов, Да, есть, т.к. живу в Краснодаре, но не из топов — а простые сотрудники. Многие сотрудники работают на результат, цель, как и следует ожидать — повышение по службе. Кроме того Тандер дает стабильность и белую з.п., хотя она и не высокая — средняя по региону. Планы — выдерживаются. У гиперов срок окупаемости от одного до двух лет (те, что построены). У них почти не встречаются откаты — летел в Краснодар с менеджером, который ехал заключать договор на поставку ГСМ — он был очень очень удивлен таким вот фактом…
avatar
cyberpunk, удивительный факт, нет откатов и сразу разумные сроки окупаемости…
avatar
cyberpunk, при этом, отношение у самих краснодарцев к этой сети неоднозначное, как мы выяснили путем опроса около 10 человек где-то месяц назад.

Некоторые утверждают, что туда ходят тариться только пенсионеры, потому что там цены низкие, и при этом там некачественные продукты.

Другие утверждают, что тарятся там сами и всегда хорошие продукты и, опять же, низкие цены.

Сам я был единственный раз в Магните в Краснодаре, который как раз напротив Тандера стоит. Не нашел, к чему придраться. Более того, осталось положительное впечатление от посещения.
avatar
Морганы «играют», видимо
avatar
если «по классике» — плохи дела у Магнита (судя по таблице)
avatar
danaec, все упирается в кол-во магазинов, которые они откроют на Урале и в Сибири. Если они там рынок сгребут, пару лет роста компании еще обеспечены
avatar
Олег Ельцов, Там уже много магазинов. Гипера уже есть в Сургуте, Тюмени, Нижневартовске, Омске, Екатеринбурге, Челябинске и прочих городах и областях. Плюс формата «у дома» Годовой план 50-60 больших гиперов.
avatar
cyberpunk, я сам не был, не знаю, но план у них серьезный, видимо они все дворы хотят магнитами у дома наводнить
avatar
cyberpunk, никто же не запрещает им покупать готовые сетки…
avatar
Олег Ельцов,
очень хочется посмотреть как Магнит будет сгребать рынок в Екатеринбурге )), при сложившейся конкуренции.
avatar
++++++
avatar
По мне так это супер БРЕНТ… рядом с моим домом в радиусе 900 метров 4 магазина… это круто…
avatar
Slivu_net, я раньше тоже шортил нескольких аналитиков)
avatar
Мы рабоем с магнитом и я могу сказать, что из крупных сетей самые адекватные, но уже чувствуется кризис роста: бывает задаем им вопросы и никто там не может нам ответить, а технические вопросы, типа сверок решаются месяцами.
А фуры на из РЦ в Кропоткине стоят сутками, чтобы разгрузится.
avatar
Григорий, да в России вообще с логистикой беда, и с ответственность персонала за действия тоже
avatar
С удовольствием хожу в Семейный магнит. Отличная работа персонала. Для нашего небольшого города похоже выгребли всю вменяемую обслугу, в другие магазины и заходить не хочется из-за низкого уровня отношеня к покупателям. Карты принимают без вопросов, по качеству продуктов проблем не наблюдал.
avatar
Время тарить Дикси?.. :)))…
avatar
Gugenot, и копейку, которая у Х5.
avatar
Gugenot, думал об этом, у Дикси очень даже неплохие показатели, но увы у эшелонов сейчас проблемы с ростом)
avatar
Gugenot, Приветствую! Сомнительное слегка мероприятие…
avatar
Slivu_net, а кто его даёт шортить? только БКС знаю
avatar
demotivation.me/images/20100503/0m31vdw3eh20.jpg о походе магнита на восток
avatar

теги блога Олег Ельцов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн