«Теперь когда наконец кончились войны и Август торжественно посвятил алтарь Миру, средние и высшие классы настойчиво потребовали спокойной, обеспеченной от дальнейших волнений жизни. Они отказались от права свободно избирать магистратов, они довольствуются тем, что подают свой голос за кандидатов, предложенных принцепсом, они готовы ни во что не вмешиваться, но зато пусть Октавиан-Август даст им возможность богатеть, пусть заставит их рабов безропотно повиноваться, пусть обуздает наглых выскочек, которые, награбив сказочные состояния, смущают честных людей невиданной роскошью.»
(Глава «Золотой век», книга Древний Рим, Учпедгиз, 1950г.)
Что-то знакомое, не правда ли?
Римляне не уважали диссидентов. Их религия подавляла индивидуализм и поощряла чувство принадлежности к сообществу — полная противоположность нашей
Римляне осуждали «вульгарные и неблагородные» коммерческие ценности, которые теперь составляют сердцевину капитализма
Свободный человек не должен был работать за плату, поскольку он подчинялся бы приказаниям другого, а это было равносильно рабству
По словам Цицерона,«наемная работа омерзительна и недостойна свободного человека» В самом городе Риме половина населения получала свой хлеб бесплатно или по льготной цене. Это была «справедливая», а не рыночная цена По закону и по традиции римские сенаторы не могли заниматься бизнесом. Если они все же им занимались, они должны были это скрывать и часто использовали для этого своих рабов.
Престиж зависел у римлян не от дохода или экономического положения, а от военной репутации. Завоевания часто вели к обогащению, но богатство становилось достоинством (dignitas) не вследствие личного потребления, а вследствие даров; обычно дарили гражданам своего города общественное здание, начертав на нем свое имя.
Глава государства не строил дворцов для самого себя: это подобало восточным деспотам Дары обеспечивали столь высокий престиж, что в самом Риме только императору дозволялось строить общественные здания. Цель жизни состояла не в том, чтобы быть богатым и пользоваться высоким уровнем потребления. Для римлянина коллективное благо его беспредельной империи было важнее его личного уровня жизни
С точки зрения Аристотеля, «великолепен человек, дающий дары» — а не человек, накопивший богатства
Дары были моральной обязанностью. Но это не соответствует нашему представлению о благотворительности в пользу бедных. Дар имел целью прославление империи и самого дарителя. Дар подчеркивал тот факт, что даритель был общественный деятель Начертать свое имя на здании значило обрести бессмертие Вследствие этого дома цезарей были скромны по сравнению с теми, которые они строили для общества
из книги Будущее капитализма