Тимоти Эш — глава отдела Стратегии по развивающимся рынкам Standard Bank
Клиенты спрашивают меня, какова вероятность того, что события, разворачивающиеся на Украине, перекинутся на другие страны этого региона, а может быть, даже на все развивающиеся рынки.
Что касается развивающихся рынков вообще: объем украинских евробондов — всего около $30 млрд (это примерно половина объема российских иностранных обязательств на момент дефолта/девальвации в 1998 году), то есть они оставляют лишь небольшую часть от всего объема долгов развивающихся стран. Общие инвестиции в украинскую экономику также составляют лишь небольшую часть активов развивающихся рынков. Соответственно, эта группа активов должна без особых потерь пережить украинскую девальвацию/дефолт, хотя инвесторам, у которых много таких активов, стоит внимательно их оценить, так как эскалация насилия на Украине может спровоцировать цепную реакцию в некоторых странах.
Обстановка в Киеве усугубляет общее восприятие увеличивающихся рисков на развивающихся рынках, так как политическая нестабильность сейчас наблюдается не только на Украине, но также в Турции, Таиланде, Венесуэле и других странах. Украинский кризис просто усиливает негативное восприятие развивающихся рынков у инвесторов.
Есть мнение, что возможна цепная реакция в других странах бывшего СССР на фоне попыток России подтолкнуть их к вступлению в Таможенный союз. Я его не разделяю. Прежде всего потому, что большинство стран бывшего СССР уже сделали свой выбор. Страны Балтии уже в Евросоюзе более десяти лет, а что еще важнее — они являются членами НАТО. Пять среднеазиатских республик тесно связаны с Москвой, а Казахстан — и вовсе член Таможенного союза. Режим [Александра] Лукашенко в Белоруссии давно сделал выбор в пользу Таможенного союза, а недавно о желании вступить в союз заявила Армения. Последняя пренебрегла соглашениями с ЕС, потому что зависит от России в сфере энергетики и безопасности. Грузия должна подписать документы об ассоциации с ЕС к августу 2014 года, при этом Москва, видимо, удовлетворилась уходом с политической арены ультра прозападного президента Михала Саакашвили. Грузия, похоже, очень хочет нормализации отношений с Москвой, которые подстегнут взаимные инвестиции и торговлю. Азербайджан занимает гораздо более независимую (по отношению к Москве) позицию и имеет поддержку со стороны Турции и Запада. Москва, кажется, с этим смирилась и не собирается разыгрывать карту Нагорного Карабаха поскольку с Турцией ее связывают серьезный бизнес в сфере энергетики.
Потенциально может вспыхнуть Молдова, которая также хочет подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Но Москва заинтересована в ней меньше, чем в большом призе, которым является Украина.
Украина — ключевое место для России, учитывая их тысячелетнюю общую историю, религию, культуру и славянское население. С точки зрения [Владимира] Путина, ее 46-миллионное население необходимо Евразийскому союзу, чтобы всерьез конкурировать с ЕС в политической и экономической сфере.
Более других от нестабильности на Украине могут пострадать Польша и Россия. У Польши формально только 3% товарооборота приходится на Украину. Но изрядная доля польского сектора услуг и челночного бизнеса завязана на Украину. А за последние сутки имели место факты нарушения движения на украинских дорогах, ведущих в Польшу. Но в общем и целом, у Польши сильный платежный баланс, а дефицит текущего счета в прошлом году сократился до приемлемых цифр. У Польши также есть диверсифицированные источники финансирования и небольшой долг, поэтому она должна без труда пережить негативные последствия событий на Украине. В зависимости от того, как будут развиваться события, Польше, возможно, придется беспокоиться из-за потока беженцев и его возможного влияния на бюджет. Но нам кажется, что до такого сценария еще далеко.
У России, как и у Польши, всего 3% товарооборота приходится на Украину, то есть на первый взгляд, влияние на торговый баланс будет небольшим. Тем не менее, из всех украинских соседей Россия может пострадать более остальных по ряду причин.
Во-первых, считается, что Украина должна российским банкам и правительству около $30 млрд, что угрожает им возможной реструктуризацией задолженности. Если оценивать эту сумму с точки зрения размеров российского бюджета и резервов, которые составляют около $500 млрд, это — копейки. При этом большая часть долга приходится на госбанки, которые в случае чего спасет государство. Реструктуризация украинского долга может быть болезненной для Москвы. Но что такое $30 млрд на фоне планов Путина возрождения Великой России во главе Евразийского союза? Для Кремля это небольшие деньги, стоит раскошелиться.
Во-вторых, около половины российского экспорта газа по-прежнему идет через Украину, что приносит России выручку в объеме $30-35 млрд. Россия ранее уже отключала поставки газа на Украину в геополитических целях. Но между Москвой и Киевом — симбиотические отношения, и любая попытка перекрыть газовый вентиль ударит и по России тоже. На самом деле, если на Украине развернется гражданская война, которая разрушит порядок и безопасность газового транзита, это станет серьезным ударом для России.
В-третьих, у России и сейчас есть проблемы с имиджем, иностранные инвестиции невелики, а отток капитала значителен. У России мало драйверов экономического роста экономики, плохая инвестиционная история, плохой бизнес-климат, характеризующийся коррупцией, бюрократией и волокитой, плюс проблемы с верховенством права. Вмешательство России в украинские дела только ухудшит ее имидж в глазах инвесторов.
Кризис на Украине может также спровоцировать опасения по поводу возможности распространения политической нестабильности на Россию, что объясняет интервенционистскую политику Москвы и поддержку администрации [Виктора] Януковича. События на Украине могут подстегнуть отток капитала из российских активов в ситуации снижения контроля ЦБ над рублем и в силу слабых перспектив экономического роста.
1prime.ru/Financial_market/20140220/778544264.html