Смотришь на события вокруг Крыма — ощущение того, что сейчас творится история — именно такие моменты потом попадают в учебники по истории, кто-то против, кто-то за — но они идут. Кто-то взывает к законности.
Но если посмотреть на совсем близкую историю — то Конституцию СССР, как и РСФСР нарушали, нарушали даже несмотря на мнение народа...
Как раз 23 года в СССР (кроме части республик) прошел референдум,
вот бюллетень
Вот итоги референдума
Потом были выборы Президента РСФСР — хотя какой может быть Президент РСФР, если был Президент СССР, но всё-таки...
Победил Ельцин Борис, всё законно вроде бы… А вот что дальше было —
ГКЧП и Беловежские соглашения — уже нет однозначного ответа сейчас. Особенно после событий на Украине
Интересно почитать официальные документы тех событий. Почитайте, просто фактическую часть — без эмоций.
ГКЧП
Заявление ГКЧП
В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачёвым Михаилом Сергеевичем, обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьёй 127/7 Конституции СССР, полномочия Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу.
В целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной, гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан советского союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего государства.
Исходя из результатов всенародного референдума, о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (СССР), руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей родины, всех советских людей.
ЗАЯВЛЯЕМ:
1. В соответствии со статьёй 127/3 Конституции СССР и статьёй 2 Закона СССР о правовом режиме чрезвычайного положения и идя навстречу требованиям широких слоёв населения, о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспеченности законности и порядка. Ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР, на срок 6 месяцев, с 4 часов утра по Московскому времени с 19 августа 1991 года.
2. Установить что на всей территории СССР, безусловное руководство имеет Конституция СССР и Законы СССР.
3. Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать «Государственный комитет по чрезвычайному положению» в СССР (ГКЧП СССР), в следующем составе:
Бакланов Олег Дмитриевич — первый заместитель председателя Совета обороны СССР;
Крючков Владимир Александрович — председатель КГБ СССР;
Павлов Валентин Сергеевич — премьер-министр СССР, Кабинета Министров СССР;
Пуго Борис Карлович — министр внутренних дел МВД СССР;
Стародубцев Василий Александрович — председатель Крестьянского союза СССР;
Тизяков Александр Иванович — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи;
Язов Дмитрий Тимофеевич — министр обороны СССР Минобороны СССР;
Янаев Геннадий Иванович — вице-президент СССР, исполняющий обязанности Президента СССР.
4. Установить, что решения ГКЧП СССР, обязательно для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории Союза ССР.
Подпись: Янаев, Павлов, Бакланов.
Беловежские соглашения
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (1991)
от 8 декабря 1991 года
Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства — учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.
Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,
стремясь построить демократические правовые государства,
намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права,
считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
Статья 2
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.
Статья 3
Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.
Статья 4
Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.
Статья 5
Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.
Статья 6
Государства — члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства — члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.
Статья 7
Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: — координация внешнеполитической деятельности; — сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; — сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; — сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; — вопросы миграционной политики; — борьба с организованной преступностью.
Статья 8
Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.
Статья 9
Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости — на уровне глав Правительств и Государств.
Статья 10
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год. Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.
Статья 11
С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.
Статья 12
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Статья 13
Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств. Настоящее соглашение открыто для присоединения всех государств — членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.
Статья 14
Официальным местопребыванием координирующих органов содружества является город Минск. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств — членов Содружества прекращается.
Совершено в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах, каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.
За Республику Беларусь За РСФСР За Украину
С.ШУШКЕВИЧ Б.ЕЛЬЦИН Л.КРАВЧУК
В.КЕБИЧ Г.БУРБУЛИС В.ФОКИН
12 декабря 1991 Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение. Однако, cогласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку оно затрагивало государственное устройство и влекло за собой изменения в конституцию. Вплоть до своего разгона 4 октября 1993 года, Съезд откажется его ратифицировать.
И на сколько это было законно??? Ведь Народ СССР четко обозначил свою позицию всего за 9 месяцев до этого, какое право имели данные люди «разваливать СССР» по факту только ради личных целей и амбиций, но не во благо народа...
Вопрос риторический...
Ну или спрашивают, иногда, но под дулами автоматов.
есть право наций на самопределение.
Оно было записано еще в 1922 году в союзном договоре.
Посмотрите работу Ленина «О праве наций о самоопределение»
Написана в 1905 году.
Правда это был другой Ленин. Не во власти.
во что они превращаются когда приходят к власти можете посмотреть в телевизоре на Украине.
путин то с горбачевым нелегитимны.
— Сема, российские войска окружили украинскую воинскую часть и кричат: " Сдавайтесь! "
А им оттуда отвечают: " Русские не сдаются! "
забавляют те, кто плачет и сожалеет о СССР, странно что им никто не мешал строить его без прибалтики и закавказских республик.
претензии выглядит смешными и рудиментными
пс. пользуются русской пословицей — «закон что дышло, куда повернул туда и вышло». только надо уже всем понять что запад никакую демократию и закон и близко не защищает. только свои интересы
Декларация о государственном суверенитете Украины — документ о провозглашении государственного суверенитета Украины был принят Верховным Советом Украинской PCP 16 июля 1990 года.
Однако принятый документ не получил статуса конституционного акта. Украинская ССР оставалась в составе СССР, поэтому международные организации и страны мира не признали ее государственную независимость. Причиной этого стало отсутствие в Верховного Совета УССР полномочий на принятие решения о выходе республики из состава Советского Союза, то есть на провозглашение независимости Украинской ССР. Согласно требованиям Конституции СССР и Украинской ССР, только народ Украинской ССР, как обладатель всей полноты власти в республике, имел право принимать такое решение на референдуме. Действующие нормы международного права также обязывали Верховную Раду Украинской ССР провести республиканский референдум. Декларация о государственном суверенитете Украины стала основой для «Акта провозглашения независимости Украины». 24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР фактически во второй раз провозгласил Украину независимым демократическим государством, приняв «Акт провозглашения независимости Украины», поддержан всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 года. Декларация представляла собой правовой фундамент для Конституции, законов Украины, определения позиции республики при заключении международных соглашений.
А вот касательно выхода России из состава СССР, а также празднование независимости действительно имеет спорную легитимность. Равно как и Беларусии.
Это если уж совсем придерживаться международных норм.
Речь в моём комментарии (на который ты ответил) была о том, что распад СССР был нелегитимен. Если не знаешь почему, то лучше переспроси, а не умничай!
Нелегитимен распад СССР был потому, что верховная власть СССР никакого документа о самороспуске СССР не принимала и верховный совет тоже, а сами республики и их главы не имели полномочий по конституции делать такие вещи, это не региональный уровень. Так что подучи сам что-нибудь! :)
=============
О каком «четком обозначении» можно говорить, когда давался ответ на вопрос об «обновленной федерации… в которой будут соблюдаться...»
Т.е. не вопрос о СССР таком, каков он есть, а о каком-то мифическом государстве, которое когда-то где-то может быть и будет.
Если посмотреть на нашу Конституцию сейчас:
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Т.е. из равноправных субъектов РФ — а не из суверенных равноправных республик…
Вообщем, за что проголосовали, то и получили…