Элон Маск разрешил всем использовать патенты Tesla
О чем пойдёт речь:
- Использование принципа открытого исходного кода приводит проекты к успеху, примером тому Mac OS X, Wikipedia и Crowdfunding проекты.
- Элон Маск делает Tesla открытой компанией, не скрывая технологических решений, чтобы поддержать автомобильную промышленность.
- По мнению автора, это еще один огромный шаг на пути жизненно важных решений, который ведет Tesla к величайшему успеху.
Одной из причин, почему операционная система Mac OS компании Apple (AAPL) много лет назад смогла совершить большой рывок вперёд, несомненно, стало то, что компания создала Mac OS X, основанную на ядре Unix. Позаимствовав некоторые идеи у NeXT – фирмы, которую Стив Джобс основал после ухода из Apple, компания построила весь код своей операционной системы вокруг ядра Unix, которое является чрезвычайно безопасным в силу того, что это операционная система с открытым исходным кодом. Кроме того, Mac OS X отличалась потрясающим дизайном. После возвращения Стива Джобса в компанию, Mac OS X стала основой «нового» Apple.
Одним из факторов успешности «новой» Mac OS стало то, что она основана на платформе с открытым исходным кодом. Сейчас уже общеизвестно, что открытые проекты имеют множество достоинств. Кроме Linux/Unix, которые считаются одними из лучших операционных систем в мире, примером этому может служить и Википедия, которая никогда не смогла бы стать таким успешным проектом, если бы не открыла свои двери для всех. Кроме того, среди преимуществ, которые вы
можете получить, сделав свой проект открытым, можно назвать привлечение добровольных взносов.
Другими словами, вы можете добиться много большего, если откажетесь от «традиционной» модели бизнеса, где все носят костюмы и галстуки, стол покрыт зеленым сукном, все сделки совершаются на поле для гольфа и считается, что всё, что вы знаете и умеете, нужно тщательно скрывать от окружающих.
Если вы сидите на своих разработках, как собака на сене, и не открываете свой исходный код, у вас получается Windows 8.
Шутка, конечно. Но в каждой шутке есть доля правды...
Элон Маск, генеральный директор Tesla (TSLA), хорошо это понимает. Он видит, что обстановка сейчас не очень благоприятна для того, чтобы электрические автомобили стали нормой, и использует открытость как рычаг давления.
Сегодня в своём блоге Маск окончательно подтвердил то, на что уже некоторое время намекал: патенты Tesla будут доступны для добросовестного использования всем.
В записи, озаглавленной
«Все наши патенты принадлежат вам» Маск говорит:
Наша компания всегда ощущала необходимость регистрировать патенты, потому что мы боялись, что крупные автомобильные концерны скопируют нашу технологию и потом победят нас на рынке за счёт своих возможностей массового производства и сильного маркетинга. Мы очень сильно заблуждались. К сожалению, на самом деле, у больших автопроизводителей почти или совсем нет программ по разработке электрических автомобилей (как и любых других автомобилей, не сжигающих углеводороды). В среднем, такие разработки составляют гораздо меньше 1% от общего объёма их продаж.
В самом лучшем случае крупные автомобильные компании производят в ограниченных объёмах узкие линейки электрических автомобилей. Некоторые вообще не производят машин без вредных выбросов.
Учитывая, что общее количество производимых ежегодно автомобилей приближается к 100 миллионам, а всего на планете используется около 2 миллиардов машин, Tesla, очевидно, не может производить достаточно много электрических автомобилей для того, чтобы справиться с глобальным экологическим кризисом. В то же время, это значит, что потенциальный рынок огромен. Наши настоящие конкуренты – это не та горстка электрических автомобилей, которые производят другие компании, а бескрайнее море бензиновых автомобилей, которые ежедневно сходят с заводских конвейеров по всему миру.
Мы убеждены, что единая быстроразвивающаяся технологическая платформа будет полезна и для Tesla, и для других компаний, производящих электрические автомобили, и для всего мира.
Технологическое лидерство определяется не патентами. В истории есть много примеров тому, что патенты не смогут защитить вас от сильного и целеустремлённого конкурента. Лидерство определяется способностью компании привлечь самых талантливых инженеров в мире и мотивировать их. Мы уверены, что применение философии открытого исходного кода к нашим патентам усилит позиции Tesla, а не ослабит их.
У меня нет никаких сомнений в том, что Маск принял совершенно правильное решение. Он хорошо понимает, что вопрос не просто в противостоянии Tesla и остальной автомобильной индустрии. Вопрос в том, чтобы электрические машины стали чаще встречаться в нашей повседневной жизни.
Единственный способ сохранить рынок электрических автомобилей (без которого не будет и Tesla) – это постараться сделать их мейнстримом. А можно ли придумать лучший способ сделать их мейнстримом, чем поделиться накопленным опытом с теми, кто хочет тоже выйти на этот рынок?
Интересно здесь другое: при том, насколько быстро развиваются технологии Tesla, эти патенты могут уже сейчас не вполне соответствовать последним разработкам Tesla. Однако в результате могут появиться компании-«клоны» по образу и подобию Tesla, которые будут выгодны ей по двум причинам:
- Они продолжат развивать рынок электрических автомобилей.
- Они останутся в тени Tesla и не будут обгонять её.
Нестандартное мышление – это именно то, что позволило Tesla оказаться на той позиции, которую сейчас занимает компания.
Если бы компания подчинялась «нормальным» правилам, она бы никогда не смогла зайти со своими прорывными технологиями так далеко. Этот ход – просто очередной шаг в ряду важных крупных решений, принятых компанией. Я уверен, в будущем мы увидим, что именно эти решения стали ключевыми в большом успехе Tesla.
Браво, мистер Маск, браво!
Перевод статьи с сайта
seekingalpha.com
insider.pro специально для sMart-lab.ru
Можно подумать, что если сейчас винда откроет всем свой код, то тоже станет безопасной :)
пока этого не будет, будем ездить на двс
А статья должна звучать так: Ищем субподрядчиков и инвесторов в отрасль. Готовы делиться патентами. Так как мы продаем гаджет на колесах сейчас придумаем как приписать Apple в эту историю.
Есть два факта:
1. Tesla имеет отрицательную рентабельность
2. Электромобили уже век пытаются запустить в массовое производство и ничего не получается.
Есть шанс, что я ошибусь, но это мое мнение. Почему я не могу иметь «антивенчурное» инвестиционное мышление? Не думаю что это зависть.
Tesla, собирает автомобили на мощностях подрядчиков, куча пиара, производит автомобили. Капитализация 25млрд долларов, количество сотрудников 6000, чистый убыток за последний год 100млн долларов.
Количество произведенных автомобилей 25 000 штук.
Sollers, собирает чужие бренды на своих мощностях, производит автомобили. Капитализация 500млн долларов, количество сотрудников ~4000, чистая прибыль за последний год 100млн долларов.
Количество произведенных автомобилей 115 000 штук.
Ежегодно Tesla забирает не только по 100млн долларов у акционеров, но еще по 25 000 долларов с каждой машины из бюджета США (20 000 налоговый вычет за электромобиль плюс 5000 экологическая квота которую берут с производителей бензиновых автомобилей)
Итого мы видим сомнительный со всех сторон проект, интересный только своими общечеловеческими свойствами, но никак не бизнесом.
p.s. Если бы вы были симпатичной девушкой — тогда имело бы смысл обсудить мои достижения. А так — не отвлекайтесь, вам еще весь вечер фантазировать как вот вот весь мир электромобили заполонят.
Причем тут открытость кода?