как закалялся титан
Война ворволась в жизнь людей стрелительно, ломая и крушасудьбы, унося жизни, изменяя облик сел, городов, государств… 12 июля1941г. ГКО принимает Постановление«О создании завода-дублера по деформированным полуфабрикатам и фасонному литью из легких и ультролегких сплавов».Местом размещения был выбран завод«Стальконструкция»город Верхняя Салда.Один из крупнейших заводов по мостостроению и не большое удаление от «Уралвагонзавода» давали дополнительный плюс.Сроки пуска устанавливались жесткие. 1октября 1941г. должны были соорудить фундаменты, смонтировать оборудование и закончить жилищ.строительство.8 октября 1941г. принимается решение об эвакуации завода№95.Оборудование шло в Салду до марта 1942г.Для организации прокатного цеха надлежало использовать оборудование демонтированное с заводов«Красный выборжец»,«Свобода»(Москва) и Кольчугинского завода им.Орджоникидзе.С этих же заводов должны приехать специалисты и кадровые рабочии.Ввести в строй завод необходимо было строго к 1 февралю1942г.Работа требовала ото всех предельного напряжения.Питались плохо, работали по18-19 ч. в сутки, спали здесь же, в цехах, где придется, где потеплее.Люди казались ходячими тенями от усталости и истощения.Но не смотря ни начто, завод обретал привычный облик.В мае 1942г.завод впервые дал столько продукции, сколько производил на старой площадке. И в дальнейшем в плоть до конца 1943г., когда было изготовлено свыше 36000 тонн полуфабрикатов, выпуск шел по нарастающей.Много трудовых подвигов совершили заводчане за суровый годы войны.Произвели установку американского штамповочного молота весом падающих частей 23 тонн.И по сей день этот молот содрогает округу в радиусе 20 км.Создали машину непрерывного литья слитков, смонтировали первую газовую печь и этот список еще долго можно продолжать.Вздохоблегчения, который принесла Победа постепенно сменился новыми заботами.Страна нуждалась в восстановлении.Все: и деньги, и фонды, и оборудование, и даже люди-направлялисьна востановление родственных заводов авиационной отрасли.Именно здесь на заводе№95 началась подготовка к выпуску сложнейшей номенклатуры профелей и штамповок для дальнего тяжелого стратегического четырехмоторного бомбардировщика Ту-4.Трудно объяснить тот факт, что именно Верхняя Салда стала основным звеном цепочки становления самых крупных умов авиационной промышленности.Впервые в СССР отлить крупногабаритные слитки методом непрерывного литья удалось на заводе №95.Уже в 1955-1956г. этим методом получали слитки всех размеров, в том числе Д16 и В95 диаметром 800мм, АК8-1200мм.Заводчане в праве гордиться проектами, в которых участвовал завод.Первый в СССР тяжелый реактивный бомбардировщик Ту12, реактивный торпедоносец Ту14, дальний реактив.бомбардировщик со стреловидным крылом Ту16, многоцелевой МИГ15, пассажирский Ил14, с 1954г.-ракетоносец Ту95.На его шли произведенные по заводской технологии профили с законцовкой, обшивочные листы, поковки и штамповки.Завод №95 впервые в стране освоил производство особо ответственных штамповок-дисков, валов, соединительных колец лопаток, носков ротера-для компрессора первого турбореактивного двигателя.Этим двигателем оснащался Су11-первый советский реактивный истребитель-бомбардировщик с двигателем оригинальной отечественной конструкции.Продолжая расширять технологическую и техническую базу производства изделий и полуфабрикатов на основе сплавов из AL, заводу предстояло стать центром внедрения научных изыскании и разработок в области получения новых материалов, способных выдерживать большие нагрузки и вмести с тем легких, немагнитных, устойчивыхк коррозии и очень прочных.Один из таких материалов станет чудо-метал ТИТАН.Подведем итог не легких дней войны и периуда восстановления.Не смотря на сокращение людского ресурса, завод вновь сохранил костяк специалистов и смог на новом месте привлечь местное население к решению задач по налаживанию производства продукции.Уже в 1949г. завод вышел на рентабельность.P.S продолжение следует…