Блог им. Mikola
Слушаю выступления на форуме, в том числе премьерные. Опять звучат разговоры про то, что дескать новый бизнес надо освободить от налогов и проверок и страну мы, дескать не узнаем через три года (Миркин Яков Моисеевич, особенно любит про это в своей лицекниге писать).
Страну не узнаем, это точно. Вопрос ведь только в какую сторону. Вот две реальные истории из прошлых либеральных заходов по типа «снижению давления на бизнес».
Итак, жили-были два предприятия в регионах. Государственных. Одно – типография (газеты, в том числе федеральные, листовки, бюллетени на выборы, карточки, если надо, да любо вид типографской продукции). Втрое – геологоразведочное и буровое, со специализацией по водным скважинам. Раз государственные – значит зарплаты белые, со всеми положенными налогами едиными и социальными, средней зарплатой не меньше, чем по региону, ибо целевой показатель, за которым следят и премию генеральному дают от достижения, разницей в доходах между высшим звеном и средним не более 8 раз, ибо опять же отраслевая политика, ну и все остальные «прелести» государственного регулирования, которое ой как ненавидят «честные» бизнесмены. Худо-бедно кормили предприятия на пару пятьсот семей (одно двести и другое триста).
И тут – бац, значит, такая хрень для малого бизнеса: налоговые каникулы, минимум бюрократии, в общем работайте дорогие частые предприниматели и улучшайте нашу великую страну. Честные предприниматели, некоторые из которых просто отвалили с этих предприятий, как хоть что-то понимающие в деле, завозят серое оборудование, БУшное, но еще работающее, по таможне прошедшее под видом креветок из Белорусии, снимают подвал для офиса, набирают персонал с зарплатами в конвертах на 90 %, частично переманивая с государственных, естественно, за счет почти 50 % экономии на налогах. И начинается честная рыночная конкуренция. Факт – за три года отбирают у госпредприятий долю рынка, сбивают цены на работы до уровня ниже отраслевой рентабельности, а качество ниже плинтуса и начинают один за другим разоряться, ибо рынок сами же и убили.
Госкомпании кое-как выживают, в первую очередь за счет объема и бренда, поскольку наевшийся говна потребитель становится придирчивым и на цену теперь смотрит меньше, чем на объем и качество услуг. Тут еще налоговые и административные каникулы закончились, в подвалы наведались все инспекторы, начиная от налоговых и офигели – столько нарушений и ни одного штрафа за три года!
Итог: две госкомпании как были, так и остались, только производят теперь меньше и качественней и кормят теперь не пятьсот семей, а двести (в жестокой конкуренции с частным бизнесом пришлось жестко оптимизировать расходы на персонал), по всему региону валяется в подвалах и бесплатных стоянках никому не нужное типографское и буровое оборудование, цены на рынке ниже уровня рентабельности, объемы упали, ибо товар такого качества не нужен. Честные бизнесмены пошли в таксисты.
Я вот не знаю – мы такого же результата хотим от этих послаблений для типа бизнеса? Давайте тогда уж всех от налогов освобождать.
Проблема чисто полиграфическая, имхо.
Слишком низкий порог входа, а конкуренция большая.
А конкурировать кроме как ценой пока еще не привыкли.
я очень хорошо понимаю то что вы написали выше.
Но все-таки, скидывать все на правительство тоже не есть гуд.
Даже если бы не было там льгот всяких(блин, кто их в глаза видел-то), то проблема не исчезла бы, потому что она именно в специфике бизнеса. Низкая маржа убивает любой бизнес.