Блог им. Sultam
После Венесуэлы smart-lab.ru/blog/copypaste/232159.php, давайте посмотрим как хорошо живут в братской С.Корее!
Сейчас, когда в России цифры на табло у обменных пунктов меняются с примечательной быстротой, многим хочется помечтать о прекрасных далеких странах, в которых не бывает ни девальвации, ни инфляции. Скорее всего, многим может показаться, что к числу этих стран относится Северная Корея. Однако этих мечтателей о преимуществах социалистической экономики придется огорчить: последние 25 лет истории КНДР были временем весьма заметной инфляции, которая дважды, в 2002 и 2009 годах, переходила в гиперинфляцию.
За период между 1992 и 2009 годами, то есть за время, прошедшее между предпоследней и последней денежной реформой, северокорейская вона снизилась в цене примерно в 100 раз. В ноябре 2009 года в обращение была введена новая, деноминированная вона, которая тут же оказалась в режиме свободного падения и за период 2010–2014 годов снизилась по стоимости примерно в 200 раз, причем в основном это ее падение произошло сразу после денежной реформы, в течение 2010 года.
Когда речь идет о северокорейской инфляции, возникает вопрос о том, как ее измерять. Учитывая, что северокорейское правительство перестало публиковать сколь-либо осмысленную экономическую статистику еще в начале 60-х, ни о каких индексах розничных цен и прочих дефляторах речи быть не может. Однако есть несколько показателей, которые отслеживаются достаточно легко и довольно многое говорят о темпах инфляции.
Первый такой показатель – это курс доллара. Надо сказать, что власти КНДР, при всей свирепости политического режима, традиционно относились к валютным операциям и валютчикам достаточно снисходительно. В отличие от СССР, где валюта была крайне опасной субстанцией, в Северной Корее на мелкие валютные сделки власти смотрели сквозь пальцы даже в 80-е, а с началом стихийного роста рыночной экономики обмен валюты был вообще де-факто легализован. Так что валютчиков уже с начала 90-х можно было найти на любом крупном рынке, а курс доллара и прочих валют к воне отслеживался без особых проблем.
Вторым – и на практике основным – показателем является цена риса. В Северной Корее, как в стране бедной, весьма высок коэффициент Энгеля, то есть доля расходов на питание в семейном бюджете – он составляет примерно 70–75%. Правда, цена на рис подвержена сезонным колебаниям и во многом зависит от масштабов той иностранной помощи, которая поступает в страну, – а на протяжении почти всего рассматриваемого периода КНДР была активным получателем такой помощи. Наконец, надо помнить, что утверждения о том, что «несчастные северные корейцы питаются одним рисом» в действительности являются довольно забавными: рис в Северной Корее даже сейчас, когда ситуация в стране заметно улучшилась, остается повседневной пищей лишь для привилегированного меньшинства, – простые люди едят вареную кукурузу.
До начала 90-х годов Северная Корея являла собой едва ли не идеальный образец распределительной экономики, в основе которой лежала тотальная карточная система. С 1957 года была запрещена свободная торговля зерновыми, а примерно к 1970 году по карточкам распределялись уже практически все продукты питания и товары первой необходимости. Формально эти товары продавались, но цены на них при этом были совершенно символическими.
Как легко предположить, эта система вела к скрытой инфляции. Особенно если учесть, что цены и нормы выдачи оставались неизменными, а зарплаты медленно, но росли: за период 1960–1990 годов средняя зарплата по стране почти удвоилась. В результате наличные деньги устремились на немногочисленные и тщательно контролируемые рынки, взвинтив там цены до небес: в середине 80-х курица на пхеньянском рынке стоила почти половину, а одно яблоко – примерно 7-8% средней месячной зарплаты. Однако, поскольку карточки отоваривались, а рынок оставался маргинальным, инфляция оставалась под контролем.
Однако карточная система рухнула в начале 90-х: в условиях кризиса государство продолжало выдавать населению карточки, но вот отоваривать их больше не могло. В результате начался стремительный рост рынков и всяческой рыночной деятельности, и примерно к 1995 году именно с рынков стало снабжаться почти все население КНДР.
В 1992 году в стране провели денежную реформу, в ходе которой, как и полагается, были конфискованы «излишние» денежные накопления населения (впрочем, нормы обмена были достаточно щадящие), так что этот год можно считать отправной точкой в расчетах инфляции – тем более, что именно тогда резко ускорилась дезинтеграция старой централизованной госэкономики. Тогда килограмм риса стоил на рынке 25 вон, то есть примерно треть среднемесячной зарплаты, а за вечнозеленый доллар давали 100 вон. К 2000 году цена риса составила 46 вон за килограмм, а курс доллара – 210 вон.
Однако дальше ситуация вышла из-под контроля, причем причиной тому стали изменения в государственной политике. В июле 2002 года КНДР предприняла попытку реформ. В частности, было объявлено, что резко повышаются и розничные цены, и зарплаты, и государственные выплаты.
Цена за рис в официальной торговле выросла с 7 чон (0,07 вон) до 44 вон, то есть примерно в 550 раз. Выросли и иные цены – например, плата за проезд в общественном транспорте увеличилась с 0,10 воны до 2 вон. Была введена и квартплата, отсутствовавшая с 1972 года. Одновременно выросли и зарплаты: средняя зарплата увеличилась примерно со 100 до 2000 вон в месяц.
При этом изначально подразумевалось, что рис и прочие продукты отныне будут в магазинах продаваться не по карточкам, а свободно. При определении стоимости риса власти, видимо, ориентировались на его рыночную цену, а вот уровень повышения зарплат определили произвольно. Скорее всего, северокорейские экономисты искренне считали, что цены стабилизируются на новом уровне, так что теперь рисом будут завалены не только рынки, но и государственные магазины.
Однако этого не произошло: увеличение зарплат привело к резкому увеличению наличной денежной массы, и в результате цены рванулись вверх. К концу 2003 года за килограмм риса давали 250 вон, а за доллар – 1000 вон. Иначе говоря, за полтора года, прошедшие после реформы 2002 года, цены на рис выросли в шесть раз, а курс доллара – в пять раз. После этого темпы роста заметно снизились, но полностью остановить инфляцию так и не удалось: к 2009 году килограмм риса стоил примерно 2000 вон, а доллар – 3500 вон (рис в долларовом выражении к концу 90-х заметно подорожал). Попытки перевести государственную торговлю на свободные цены кончились ничем, и в итоге рынки, права которых в ходе реформы 2002 года были несколько расширены, вернули себе доминирующие позиции.
Именно в этих условиях северокорейское правительство пошло на организацию новой денежной реформы, которая, возможно, заслуживает звания самой курьезной денежной реформы в мировой истории финансов. Реформа эта была проведена 30 ноября 2009 года.
На первый взгляд, реформа 2009 года была традиционной конфискационной денежной реформой, которая, как и другие реформы такого типа в странах социалистического лагеря, в целом следовала модели денежной реформы 1947 года в СССР. В 11 часов утра население известили о том, что старые денежные знаки в течение недели следует обменять на новые банкноты. Нормы обмена были установлены крайне жесткие – не более 100 тысяч вон на семью. Чтобы понять, что это означает, надо иметь в виду, что к тому времени доход семьи среднего, по северокорейским меркам, достатка составлял примерно 50-100 тысяч вон в месяц. Впрочем, вскоре условия реформы были несколько смягчены: было разрешено менять по 50 тысяч вон на человека дополнительно.
Реформа сопровождалась и деноминацией, то есть пресловутым «вычеркиванием нулей». Одна новая вона соответствовала 100 старым вонам. Соответственно, произошло изменение цен (хотя, как мы увидим дальше, не зарплат) – за килограмм риса отныне полагалось платить не более 22 вон, то есть примерно одну сотую от предреформенной цены, составлявшей 2000 вон. Предполагалось, что пропорционально снизятся и все иные цены и платежи.
Правда, не обошлось и без северокорейской специфики: ни во время самой реформы, ни в ходе нескольких месяцев паники, которые за ней воспоследовали, северокорейская официальная печать и прочие открытые СМИ ни разу не упомянули о реформе. Информация о происходящем поступала к населению исключительно по закрытым каналам – через объявления, которые вывешивались на дверях банковских учреждений, через передачи проводных радиоточек, через закрытые письма, поступающие в адрес низовых чиновников. Официальная же пресса не упомянула реформу ни одним словом. Объяснить такое причудливое поведение стремлением сохранить секретность довольно затруднительно: ведь иностранные посольства были как раз поставлены в известность о происходящем по каналам северокорейского МИДа.
Однако самой удивительной чертой реформы стало решение о том, что зарплаты рабочим и служащим будут выплачиваться в старом размере, но новыми банкнотами – что было равносильно стократному увеличению всех зарплат в государственном секторе. Человек, получавший до реформы, скажем, 2500 вон в месяц (достаточно, чтобы купить килограмм риса), по новой системе должен был получать те же 2500 вон, хотя цена на рис и прочие товары снизилась в сто раз из-за деноминации.
Когда первые сведения об этом причудливом решении просочились за пределы Северной Кореи, большинство наблюдателей решило, что имеет место какое-то недоразумение. Однако к середине декабря, когда на предприятиях стали платить зарплату, всем стало ясно: стократное увеличение зарплат действительно произошло.
Понять логику этого решения можно, только если учесть, что Великий Руководитель Ким Чен Ир (от которого наверняка исходила инициатива по данному пункту) имел весьма слабые представления о том, как, собственно, функционирует экономика. Главная цель всей денежной реформы заключалась в подрыве частной экономики, которая к тому времени стала играть в КНДР едва ли не ведущую роль. Подразумевалось, что реформа уничтожит капиталы дельцов теневого рынка. По-видимому, Великий Руководитель решил заодно вознаградить работников государственного сектора (то есть практически всех совершеннолетних северокорейцев), увеличив их зарплаты сразу на 10 тысяч процентов.
Результатом реформы стал почти полный паралич экономики. Точнее, поначалу трудовые массы, представления которых о макроэкономике не слишком отличались от представлений Великого Руководителя, были рады тому, что скоробогачи-спекулянты получили по заслугам, а трудовой человек на свою зарплату может купить очень много риса. Однако радости хватило от силы на пару недель: с появлениям на рынке наличных денег из новых зарплат цены стали стремительно расти. Власти попытались использовать административные меры, и наряды полиции приступили к охоте за теми рыночными торговками, которые нарушали официальные прейскуранты.
Торговать себе в убыток не захотел никто, и рынки фактически прекратили функционировать, а потом были закрыты официально. Вскоре запретили и торговлю за валюту. В результате ситуация только ухудшилась, и на протяжении некоторого времени даже представители элит (как старых, номенклатурных, так и новых, рыночно-предпринимательских) имели немалые проблемы с приобретением самых базовых товаров. Недовольство стали выражать весьма громко, в том числе и среди представителей политической элиты.
Поняв, что ситуация выходит из-под контроля, правительство отступило. Рынки и валютные магазины были открыты вновь, а в мае 2010 года местные органы власти получили инструкцию не вмешиваться в рыночное ценообразование и вообще деятельность частного сектора (инструкция эта действует до сих пор и во многом определяет экономическую политику Высшего Руководителя Маршала Ким Чен Ына).
Период гиперинфляции в целом завершился к 2012 году, хотя и впоследствии цены продолжали расти, так что сейчас килограмм риса на пхеньянском рынке стоит 4500 вон, а за доллар дают 8000 вон: как видно, продолжается тенденция подорожания риса в долларовом выражении, которая наметилась еще в 2000 году.
То есть? Покупательская способность доллара и тут УПАЛА? Даже к рису!
Сравните доллар в развитых странах к реальным вещам (типа земли) 10 лет назад и сейчас!
Обесценивается бумажка!
ДАЖЕ В КОРЕЕ!!!
Все статьи в интернете, сугубо спекулятивные.
Вообще удивительна конечно ситуация по сохранинию такого строя у маленького государства, при отстутсвии ресурсов и при полной изоляции.
Судя по всему, дело все в поддержке КНР, подпитки о которой никто не знает. Была давно подробная статья о том, что КНР не выгодно объединение Корей и создания сильного конкурента у себя под боком. Процесс с объединением может полностью изменить геополитическую карту в регионе.
У тебя это отлично получается!
1) Почему нет ссылки на источник — Slon.ru?
2) Почему люди так легко верят всему написанному и сдобренному интересными картинками?
Ну вспомните же сколько уже фейков про Северную Корею было вылито в СМИ. Западному обществу достоверно неизвестны даже такие простейшие вещи как, например, год рождения Ким Чен Ына. И тут вы сейчас читаете всю подноготную экономики этой закрытой страны с подробностями вроде «в 11 часов утра население известили о том…» и ВЫ ВЕРИТЕ ЭТОМУ?
Я вовсе не хочу сказать, что все, что вещают СМИ про Северную Корею, являются ложью, но, на мой взгляд очень многое. Вот, по вашей ссылке можно прочитать такие «показания беженца»:
«Жена бежала слишком медленно, нас поймали китайские пограничники и отправили обратно, — продолжает свой рассказ беженец, пославший в нокаут двух корейских кагэбэшников. — В Корее нас ждала машина с двумя полицейскими. Пришлось и им дать в морду, и мы снова по льду убежали в Китай, на этот раз удачно». Я смотрел американские блокбастеры и хорошо представляю этот сюжет, но очень трудно поверить, что он мог произойти в реальности. А у вас не возникает сомнений прям вообще никаких?
Тоже дам вам ссылку на интересную статью: lenta.ru/articles/2014/07/13/koreanfootball/
Фрагмент статьи:
«Так почему же журналисты, их читатели, а порой и эксперты с такой легкостью верят самым нелепым сообщениям о происходящем в КНДР? Ответ прост: в массовом сознании это государство стало своеобразным Мордором, Империей зла, местом, где любой кошмар может стать явью. И каждая новая «утка» о нечеловеческой жестокости Ким Чен Ына лишь укрепляет этот образ. Особенность человеческой психики такова, что пугающие сообщения в СМИ привлекают в разы больше внимания, чем их опровержения».
Но он не может. Почему?
Что касается беженцев — их всё же много, этот факт легко проверяем. Зачем им бежать?
Что касается содержания рассказов, то это как раз не удивительно — ибо обычному человеку, который не в конфликте с властью и бежать не захочется — зачем рисковать?
Поэтому, согласен, что картинка получается не объективная, ибо её рисует сбежавшее меньшинство, которое в конфликте с властью.
Но кто в этом виноват? У Северо-корейцев есть прекрасная возможность исправить свой образ — достаточно открыть границу для своих граждан.
Но они этого не делают. И это о реальном положении дел там говорит куда больше, чем любые статьи.
> Но он не может. Почему?
Свободно выехать не могут из Северной Кореи по той же причине, по которой не могли свободно выехать из СССР и по которой хорошие родители не отпускают детей болтаться по ночам на улице. Если бы коммунизм победил во всем мире, то этих ограничений, очевидно, бы не было.
> Что касается беженцев — их всё же много, этот факт легко проверяем. Зачем им бежать?
Я не изучал эту тему специально, лишь хотел обратить внимание читателей, на казалось бы очевидное: идет целенаправленная травля Северной Кореи в СМИ и, в такой ситуации, относиться к любой информации следует с двойной бдительностью. В статье же, в которой единственные документальные факты — это фотографии, сделанные непонятно кем, где и когда, нужно в первую очередь подозревать ложь.
Не уверен, что действительно легко можно проверить факт о количестве беженцев. Возникает много вопросов, в первую очередь — кто считает беженцев и какова методика подсчета? Если Южная Корея, то в какой мере можно доверять статистике (вспомнилось незабвенное «Ложь, наглая ложь и статистика») страны, которая находится в состоянии войны со своим соседом? Кроме того, нужно понимать, что в условиях тяжелейшей экономической обстановки (в первую очередь из-за санкций, кстати) и всеобщей трудовой повинности появление недовольных, поверивших в «прекрасное далеко» беженцев — явление закономерное.
> У Северо-корейцев есть прекрасная возможность исправить свой образ — достаточно открыть границу для своих граждан.
История и современность знает множество примеров, когда люди создают сообщество в той или иной степени изолированное от остальной цивилизации. В этом нет ничего страшного. Закрыть двери своего дома и жить так, как тебе хочется — это тоже проявление свободы. Да, этих людей не спросили, хотят ли они такой жизни. А нас спросили?
В заключение видео из «Ада» Северной Кореи: vimeo.com/102051605
Sanchous, вы всерьез про «хороших родителей»? Думаете, вождями движет забота о том, чтобы его гражданина кто-нибудь не грохнул в загнивающем западе?
> Если бы коммунизм победил во всем мире, то этих ограничений, очевидно, бы не было.
Думаете любой гражданин СССР мог спокойно без спроса властей съездить в братский коммунистический Китай? Или на Кубу или даже в братскую Польшу? Действительно думаете, что эти ограничения имеют какое-то отношение к коммунизму?
Что касается СК — какой там коммунизм? И с каких пор при коммунизме власть передают по наследству?
> В статье же, в которой единственные документальные факты — это фотографии, сделанные непонятно кем, где и когда, нужно в первую очередь подозревать ложь.
По моей ссылке фотографии тех самых беженцев сделаны автором материала — Юлией Вишневецкой (если, конечно, верить сайту эксперта).
> В этом нет ничего страшного. Закрыть двери своего дома и жить так, как тебе хочется — это тоже проявление свободы.
Большая ошибка переводить аналогии с личности на общество. Ибо в обществе всегда есть недовольные и несогласные с текущим положением дел. И основной вопрос полит.системы и устройства общества в целом — как обходиться с ними?
> Да, этих людей не спросили, хотят ли они такой жизни. А нас спросили?
Вы хотя бы можете собрать манатки и свободно уехать жить в Северную Корею. Не факт, что после получения гражданства вам дадут вернуться назад, но туда заехать можете.
> В заключение видео из «Ада» Северной Кореи
Не понимаю, о чем подобное видео может вообще сказать?
Вот вам, например, видео из столицы Зимбабве — www.youtube.com/watch?v=PCbClmezBY8
Нам достоверно известно, что там была гиперинфляция и своя валюта фактически погибла, но это ж не значит, что там нет жизни вообще.
> вы всерьез про «хороших родителей»? Думаете, вождями движет забота о том, чтобы его гражданина кто-нибудь не грохнул в загнивающем западе?
Всерьез, но только из других соображений: чтобы ребенок «не попал в плохую компанию». В обычной жизни для детей этот риск значительно выше, чем быть грохнутым в темном переулке. Предполагаю, что руководители закрытых сообществ рассуждают примерно также, как родители детей.
> Думаете любой гражданин СССР мог спокойно без спроса властей съездить в братский коммунистический Китай? Или на Кубу или даже в братскую Польшу? Действительно думаете, что эти ограничения имеют какое-то отношение к коммунизму?
Китай не был братским для Советов, отношения были натянутыми. В Кубу было возможно попасть только проехав пол мира враждебных стран. В Польшу, насколько мне известно, попасть было достаточно просто, моя бабушка ездила, не помню только зачем, надо будет спросить. Но вообще этот вопрос, считаю, не относится к сути дела. По большому счету какого хрена делать жителям Северной Кореи во Франции, например? Все эти поездки по разным странам — это от избыточного достатка и от безделья. Когда есть семья, дети, работа (социалистические идеалы) — то разъежать по разным странам нет смысла и потребности не возникает. Большинство людей в мире как в прошлом, так и настоящем, никогда не выезжали за пределы своей страны (а часто даже города/села!) и от этого они не становятся ущербными и их уровень удовлетворенности жизнью от этого не страдает.
> Что касается СК — какой там коммунизм? И с каких пор при коммунизме власть передают по наследству?
Честно скажу, Северная Корея, коммунизм и политика — не мой конек. Я просто неравнодушный прохожий, который читает новости и видит всю эту травлю в СМИ вокруг «одной маленькой, но очень гордой птички». Я всего лишь призываю людей фильтровать информацию СМИ и не забывать, что ценности как у отдельных людей так и целых народов различаются. Примеров государств, где попираются «свободы» в западном понимании очень много, одна Саудовская Аравия чего стоит, но ее не травят по понятным причинам. Не травят и Таиланд, хотя нравы там (речь о провинициях) тоже те еще: девочек в детстве продают в публичные дома, мальчиков воспитывают как девочек, за малейшее оскорбление короля — сажают в тюрьму на значительные сроки. Северную Корею травят потому, что она не может ответить никак, а мешает многим в Азии. Отсюда и все ее попытки создать ядерное оружие.
> По моей ссылке фотографии тех самых беженцев сделаны автором материала — Юлией Вишневецкой (если, конечно, верить сайту эксперта).
Мне не внушает доверия эта статья.
> Большая ошибка переводить аналогии с личности на общество. Ибо в обществе всегда есть недовольные и несогласные с текущим положением дел. И основной вопрос полит.системы и устройства общества в целом — как обходиться с ними?
Согласен, что аналогии не всегда уместны и могут приводить к неправильным выводам. Но я провожу аналогию не с личностью, а с семьей. В Азии вообще семейные традиции очень сильны, поэтому мне кажется эта аналогия уместна. В любой семье есть вождь, в патриархальной — это отец. И, конечно, без ущемления чьих-то свобод не возможно поддерживать сплоченность семьи. Каждый, кто воспитывал ребенка, знает, что наказания (хотя бы в виде неодобрений, порицаний, лишения сладкого) необходимы самому ребенку для нормального развития — это необходимая часть заботы о нем! Подход к государству, как к большой семье, имеет право на жизнь. И родителей не выбирают, что тут поделать. Предлагаю не усложнять тему рассмотрением крайних случаев злоупотребления властью, так как мы вернемся к вопросу «А что мы знаем о жизни обычного человека в Северной Корее?»
> Вы хотя бы можете собрать манатки и свободно уехать жить в Северную Корею. Не факт, что после получения гражданства вам дадут вернуться назад, но туда заехать можете.
Вот именно, что я не могу собрать монатки и свободно уехать жить в Северную Корею. По причине того, что мне уже вдолбили, что там плохо, и злобный Ким лично «убивает и насилует миллионы», а счатье — это свобода и богатство, которых там нет. Это лишь иллюзия свободы, мы все не свободны. Вопрос лишь в том, как ограничена наша свобода. В рассматриваемом контексте в СК свобода ограничена отсутствием возможности, а на Западе иллюзией осознанного выбора. И нас тоже никто не спрашивал, мы просто родились здесь и впитали культуру наших родителей и общества такой, какой она была.
> Не понимаю, о чем подобное видео может вообще сказать?
Эту ссылку дал для тех, кто представляет себе СК, как убогую страну, какой ее рисуют СМИ.
vimeo.com/102051605
> Вот вам, например, видео из столицы Зимбабве
Вот еще один пример, развенчивающий мифы. :)
Тема плавно переходит в философскую плоскость, в то время как я хотел лишь указать на необъективность СМИ в отношении Северной Кореи, которая бросается в глаза, но почему-то народ упорно не хочет этого замечать. Вот собственно и все, что я хотел сказать.
———
Скептицизм — лучший друг трейдера! Телевизор — злейший враг его! :)
«История же об отданном на растерзание псам дяде Ким Чен Ына вообще напоминает скверный анекдот. Сообщения об изуверской казни на протяжении нескольких недель перепечатывали уважаемые западные СМИ, пока кому-то не пришло в голову разыскать первоисточник этой новости. Оказалось, что им был китайский юмористический блог, чей автор крайне удачно пародирует стиль северокорейской пропаганды. Из СМИ же первой о том, что Чан Сон Тхэк был скормлен собакам, сообщила гонконгская газета «Вэнь Вэй бао». При этом авторы публикации, упомянув сам блог, не сообщили о его сатирическом характере. А дальше пошло по нарастающей: информация о необычной расправе сначала попала в англоязычную сингапурскую газету, а оттуда уже распространилась по всем мировым СМИ».
2.Мораль всей статьи, что если живешь в тоталитарных режимах, деньги держать надо в долларах! Опыт Северной Кореии и СССР как бы намекает=)