Блог им. aldemko
Федеральному закону «О контрактной системе» (44-ФЗ) чуть больше года. До этого в стране действовал федеральный закон, который упрощенно называли законом «О госзакупках» (94-ФЗ). За несколько лет в него внесли более 30 поправок. Но нареканий от строителей и проектировщиков было множество. Новый закон, как оказалось, тоже далек от совершенства. Обсудить его и внести предложения по его усовершенствованию собрались за круглым столом в Вятской торгово-промышленной палате.
— Во всех странах есть законы о госзакупках. И везде уже пришли к выводу, что невозможно вложить в единую процедуру электронных торгов все возможные потребности, которые возникают у муниципалитетов и регионов, — отметил в начале заседания руководитель УФАС по Кировской области Артем Молчанов. — Мы уже больше года живем с новым федеральным законом. Все кажется очень просто, но не так на самом деле.
Сейчас у заказчика есть право выбора — каким образом приобретать те или иные услуги, в том числе, и проектные работы, которые в конечном итоге должны вылиться в проект. И так получается, что мы сталкиваемся с проектными ошибками на стадии строительства. Заказчик получает миллионы рублей бюджетных средств, а оказывается, что в проекте заложено лишних 9 тонн бетона.
Наверное, за эти ошибки должны нести ответственность организации, которые выполняют проекты. Тогда система госзакупок должна предусматривать некий фильтр, чтобы такие организации не могли побеждать в конкурсах. Потому что в конечном итоге ошибки выливаются в проблемы для строителей и заказчиков.
Собравшиеся поделились своим опытом участия в торгах и предложили ряд поправок, которые следует предусмотреть в законе.
— Есть вариант выхода из ситуации — приравнять проектно-сметные работы к научно-исследовательским. И второй момент — у себя в регионе на проектно-изыскательские работы проводить открытые конкурсы, потому что на электронных аукционах выигрывают никому неизвестные фирмы, — рассказал гендиректор Института «Кировводпроект» Владимир Смирнов. — Один из последних примеров — ЗАТО «Первомайский», рабочий проект реконструкции существующего клуба. Начальная цена на проект, изыскание, экспертизу и рабочие чертежи была 4 миллиона. Кто мог сделать этот проект, остановились на 2 миллионах. Но никому неизвестная фирма взяла его за 400 тысяч! Если заказчик хотел сэкономить — то он этого добился. Но я не знаю, что будет на выходе. Если бы в федеральный закон добавить формулировку, что электронный аукцион проводится, если существует возможность регулировать подробное и точное описание объекта закупки — тогда не вопрос. Но как можно сформулировать подробное и точное описание того, что ты хочешь на стадии проектирования? У разных проектировщиков будет разный результат.
«Навигатор» вспомнил несколько случаев, когда стройка, заказанная через процедуру госзакупок, оборачивалась массой проблем и потерянными деньгами.
Росплазма
В 2005 г. подряд на строительство завода по производству препаратов крови «под ключ» выиграла немецкая фирма Glatt Ingenieurtechnik GmbH. В процессе стройки выяснилось, что проектная документация не соответствует законодательству РФ, что не позволяет получить соответствующие разрешительные документы на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, компания объявила, что выделенных денег не хватает, чтобы закончить объект, так как за это время значительно подорожали материалы. В 2010 году стройка была заморожена, а вместо готового завода Россия получила лишь голые производственные корпуса. В настоящее время по этому делу идут судебные процессы.
Индустриальный парк «Слободино»
В настоящее время в Юрьянском районе идет строительство индустриального парка «Слободино». Ситуация вокруг него все больше обрастает скандалами, как и в случае с промпарком в Вятских Полянах. Застройщиком является кировская компания. Под «Слободино» выделена производственная площадка в чистом поле общей площадью 26,1 га. По планам, которые озвучивались ранее чиновниками, строительство планируется завершить во втором квартале 2015 года, но сроки затянулись. Как отметили на круглом столе в ВТПП, по проекту, который разработан для промпарка, строить нельзя.
В феврале этого года в областном департаменте промышленного развития прошли обыски, связанные с хищением средств, выделенных на промпарк.
Перинатальный центр
Новый корпус перинатального центра был открыт в декабре 2010 года. Но уже в октябре 2011 года роддом закрыли на плановую дезинфекцию. Как сообщили официальные власти, планировалось заменить часть потрескавшегося и пришедшего в негодность напольного покрытия в здании роддома. После вскрытия дефектных полов было зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций стирола в воздухе. Строительство Перинатального центра вела строительная организация ООО СтройТрест «Гражданпроект». Общая площадь «токсичных» полов составила почти 7000 квадратов. Но субподрядчика «Вяткастройснаб», который и делал наливные полы тогда найти не удалось.
Микрорайон «Урванцево»
Проект строительство нового жилого микрорайона на юго-западной окраине Кирова появился в 2006 году, почти одновременно с проектом «Чистых Прудов». Но если последний развивался достаточно успешно, то «Урванцево» почти сразу стало пробуксовывать и вскоре превратилось в один из главных городских долгостроев. Кировская строительная компания летом 2008 г. начала строительство сразу трех 18-этажных домов. Но уже через полгода строительство было заморожено. Ни в 2009, ни в 2010 годах не было введено в эксплуатацию ни одного кв.м. жилья. Причиной стала прокладка коммуникаций. На их проведение требовалась гораздо большая сумма, чем изначально было заявлено в проекте застройки.
Владимир Смирнов, генеральный директор ООО «Институт «Кировводпроект».
— Если говорить об открытых конкурсах, где учитывается опыт работы и квалификация, то мы выиграли 16 из 30. Если кто-то выигрывает эти конкурсы помимо нас, то это гарантированно опытный проектировщик, у которого оказался или лучший опыт работы, или цена. Но могу отметить, что в таких конкурсах цена больше, чем на 50% не падает. На аукционах результат совершенно другой — мы выиграли их всего в 30%. Чаще всего мы были вынуждены брать проектные работы по цене ниже себестоимости, чтобы просто загрузить людей. К сожалению, ситуация ухудшается. И за последние месяцы мы были вынуждены сократить и уволить 25 опытных инженеров и изыскателей в основном из-за того, что, если лоты размещаются, то чаще всего на аукционах. И цена иногда падает до 10% от начальной. Участвуют организации, которые базируются непонятно где. Доходит до абсурда: адрес компании— деревня такая-то, «коровник». Чтобы участвовать в аукционе на проектно-изыскательские работы нужно только свидетельство. А покупается оно за несколько дней за 10000 рублей.
Владимир Прозоров, директор КГОГБУ «Кировкоммунпроект».
— Очень досадно, что все сваливают в один котел: инженерные изыскания, обследования и новое проектирование. А так получается, что зачастую по условиям конкурса — все должно быть проведено в течение двух недель. Ведь есть определенные нормы, сколько времени дается на проектирование. А также нормы обследования объекта. Первый этап — это подготовка в глубокому и детальному обследованию, который показывает, есть ли смысл проводить его дальше и назначать экспертизу. На какой-то стадии можно понять, что дальше обследовать нет необходимости. Надо разделять условия — и я говорю об этом постоянно. Иначе мы будем всегда получать совершенно бестолковый результат, когда в одном мешке мы сварим и компот, и кашу, и суп, а потом начинаем выбирать по крупинкам.
Сергей Елисов, генеральный директор фирмы «АРСО».
— Я за последние 5-7 лет очень много раз лично принимал участие в аукционах. И у меня сформировалось очень четкое понимание, в чем законодатель ошибся кардинально. Вообще, аукцион — это вещь замечательная, позволяющая сэкономить на покупках государственные деньги. Но вот эту канву товара натянули на процесс. Можно купить стакан, книгу и т. д. А строительство — это процесс, как лечение, как воспитание. И здесь нельзя применять денежные подходы. Когда идет снижение стоимости строительных подрядов на 36%, размахивать этим флагом, как фактом — это преступление! Это не сэкономленные деньги. Это мина замедленного действия, которая когда-то бабахнет с человеческими жертвами. И это ситуация абсурда, которую понимают все, абсолютно все. Мое предложение такое — строительство должно быть только через открытый конкурс. Претенденты должны выкладывать свои плюсы и минусы.
Владислав Мохов, заместитель гендиректора по коммерческой деятельности КЧУС.
— После того как проектировщик выдает, а заказчик принимает выполненную работу и оплачивает за нее бюджетные средства, мы — строители выходим на аукцион с уже готовым техзаданием и готовым проектом.
У нас есть несколько серьезных объектов, в которых проектная программа просто не соответствует действительности. Например, объемы кубов дерева не совпадают с объемами работ. То же самое с фундаментом. И это нерешаемая проблема. Если есть ошибка в проектной документации, то мы не можем ничего поменять в заказе. А ведь есть еще и сроки выполнения работы.
Мы предлагаем рассмотреть вариант, когда работы, предусмотренные в проекте, но не выполняемые подрядчиком компенсируются стоимостью других работ, которые проектом не предусмотрены. Ошибки в проектировании существуют, и как от них отойти — сложно представить.
За круглым столом пришли к выводу, что все предложения как рекомендации к поправкам в закон отправят в ТПП России, а также через кировских депутатов в Госдуму. И, если предложения будут учтены, то система госзакупок в строительстве будет налажена гораздо лучше, чем на данный момент.
Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ